В 70-х годах идет дальнейшее развитие системы дошкольного образования. В 1973 году в 12 дошкольных учреждениях было 607 детей. Из 31 воспитателя имели соответствующее образование 30 человек. Лучшими детскими садами признаны:
• Краснополянский - заведующая Пархоменко Е. Ф.
■ Павловский - заведующая Вивчаренко В. А.
■ Степновский - заведующая Иванова З.И.
■ Преображенский - заведующая Веселкова Г.В.
Постоянно совершенствовали свое мастерство, используя достижения советской педагогики и передовой практики, Машковская, Л.П., Кайгородова, Н.Я., Маханько Л.А. и др.
Лучшие заведующие и воспитатели дошкольных учреждений согласно приказу №2 районного отдела образования от 12 января 1974 года утверждены общественными инспекторами и методистами. Среди них: воспитатели Александрович Л .Н. - из Краснополянского д/сада, Завороткина Л.В. -из Степновского д/сада, Фиряго Л.Я. - из Преображенского д/сада, Кожемякина Л .П. - заведующая Гляденским д/садом. Их деятельность направлена на тщательную проверку работы дошкольных учреждений, на своевременное оказание им методической помощи.
Годы
|
1968
|
1969
|
1970
|
1971
|
1972
|
1973
|
1974
|
1975
|
1976
|
Общее
число
учащихся
|
9104
|
8922
|
8463
|
8121
|
7832
|
7274
|
6863
|
6325
|
5828
|
Получили
аттестаты
|
244
|
280
|
270
|
288
|
306
|
320
|
276
|
361
|
369
|
В 60-70-е годы наблюдается четкая ориентация у молодежи нашего района на получение среднего образования. На фоне уменьшения контингента учащихся в школах число учащихся, получивших аттестаты, увеличивается.
Общий охват средним образованием в 1975 году составлял 96%. Решающую роль в этом сыграло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 463 от 20 июня 1972 года "О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию".
Успеваемость в районе становится стабильной, сократилось число второгодников с 118 (1970-1971 учебный год) до 46 человек
(1974-1975 учебный год). С высокой успеваемостью работают Крутоярская, Преображенская, Краснополянская, Подсосенская школы. С полной успеваемостью закончили 10 (из 20-ти) восьмилетних школ и 35 начальных (из 42-х), 300 (из 488-и) учителей работают без второгодников, качество обучения составляет 31%.
В эти годы наблюдается рост ассигнований на нужды народного образования с 1 503 123 руб. в 1973 году до 1 644 216 руб. в 1978 году.
Вместе с тем идет интенсивное закрытие школ: в период с 1973 по 1978 год закрыто 14 школ (7 начальных и 7 восьмилетних).
После состоявшегося XXVI съезда Коммунистической партии Советского Союза в 1981 году каждый учитель, каждый педагогический коллектив нашего района трудился над выполнением его решений в области народного образования. Главная задача учителя - повысить качество обучения, трудового и нравственного воспитания учащихся. Это означает прежде всего внедрение опыта передовых педагогических коллективов, учителей-новаторов, умело применяющих комплексный подход к воспитанию. В районе известны адреса передового педагогического опыта. В Крутоярской, Преображенской и других школах сложилась система трудового обучения и профориентации. Успешно решали задачу подготовки школьников к жизни, к труду учителя: Б.К.Черняткин, М.П.Мещеряков, A.M. Свердлик, М.И.Жиглова, Г.П.Ерофеева, З.Г.Передня и многие другие.
Большую работу провел педагогический коллектив Гляденской средней школы (директор А. Г.Никифоров), многие педагоги из этого коллектива творчески совершенствовали кабинетную систему занятий: Л.И. Лапицкая, С.С.Иванова, Л.И.Никифорова, В.В.Ампилогов, М.П.Супрунов, С А Демидова, С. А. Лобынева. В социалистическом соревновании этот коллектив в 1981 году занял 1 место.
Своим гражданским патриотическим долгом считали учителя Краснополянской СОШ (директор отличник народного просвещения Г. Г. Попович) донести до глубокого понимания учащихся материалы XXVI съезда КПСС. Ярко, проникновенно звучало слово партии на уроках учителей этой школы: Е.Ф. Горниковой, Н.И.Угловой, А.Е.Углова, Р.С.Красноперовой, Н.С.Чекряковой, В.К.Козловой, В.А.Юдиной, Н.Г.Стариковой.
Коллектив Павловской СОШ (директор И. А. Лобов, отличник народного просвещения, ветеран ВОВ) добивается полной успеваемости учащихся. Все дети школьного возраста охвачены обучением, отсев не допускался. Совершенствуется педагогическое мастерство у учителей М.П. Мушенко, А.А. Колмаковой, Е.Г.Нифонтовой, К.А.Протасовой, М.Н.Масловской, А.В.Лебедевой, Е.К Богомоловой.
Существенный вклад в осуществление перехода ко всеобщему среднему образованию вносила заочная школа. В 1980-81 учебном году в школе учились 600 человек. Численность учащихся по сравнению с 1977-78 учебном годом увеличилась на 239 человек. За два года работы заочной школы получили восьмилетнее образование 122 человека и 294 - среднее. Значительно улучшилась работа заочной школы и создание условий получения рабочей молодежью среднего образования без отрыва от производства.
В районе было организовано социалистическое соревнование. Итоги подводились по результатам выполнения планов по всевобучу и социалистических обязательств.
В 1982 году по итогам соцсоревнования первое место занял коллектив Краснополянской СОШ (директор Г.Г.Попович), 2 место - Подсосенская СОШ (директор Л.В.Жукова), третье место - Гляденская СОШ (директор С.А.Демидова) и Преображенская СОШ (директор И.И.Акенчиц), среди восьмилетних на 1-м месте Сережская школа (Л. Я. Вафина).
В школах района работает целый отряд прекрасных педагогов. Это отличники народного просвещения С. В. Дорофеева, Г.Н.Богомаз, учителя В.П.Лобанов, А.П.Пискунов, Р.С.Бакланова, В.Я.Семенова, В.Г.Скоробогатова, О.М.Игошина, Дудкина В.Е.
Победителями районного социалистического соревнования в 1983 году признаны коллективы Краснополянской, Преображенской, Подсосенской и Сахаптинской средних школ. Среди восьмилетних впереди коллективы Медведской, Алтатской и Сережской школ.
Весомый вклад в дело образования юных сельчан вносили учителя школ района: Р.И. Липнягова, Н.И.Малахова,Т. П. Акентьева, В.С.Румянцева, Г. И.Дерр, В. Г. Недик, М. П. Мамаева.
В эти годы в школах проводилась интересная внешкольная и внеклассная воспитательная работа. 20 пионерских дружин и 139 пионерских отрядов вовлечены в общественно-полезные интересные дела: проводились операции "Миллион - Родине", "Зеленая аптека", "Зеленый патруль", ребята участвовали в тимуровской работе. Лучшие п/вожатые того времени: А.Казимирская (Крутоярская СОШ), Л.И.Кольцова (Краснополянская), Л.В.Лимачко (Преображенская СОШ), дважды награжденная грамотами ЦК ВЛКСМ, делегат 24 и 25 краевых комсомольских конференций Шадрина B.C., Глазунова Л.Ф.
Под руководством К.П. Корчугановой в Преображенской СОШ работал Ленинский музей, где собраны интересные экспонаты: письмо Преображенским школьникам от личного шофера В.И.Ленина В.Гиля, копии первых номеров газет "Искра" и "Правда", пластинки с речами Ильича и т.д.
В 1972 году пионерские дружины нашего района отметила 50-летие Всесоюзной пионерской организации им.В.И. Ленина. Велась большая работа по всем направлениям Марша "Всегда готов!". Интересно поставлена работа клуба интернациональной дружбы в Крутоярской СОШ. Ребята вели переписку со школьниками ГДР и Югославии. Дружба учащихся Подсосенской СОШ с учащимися из казахских школ длилась несколько лет. Поездки в эту республику, встречи с друзьями навсегда остались в памяти пионеров тех лет.
Учащиеся Дороховской восьмилетней школы собрали и оформили материал о земляке воине-поэте Леониде Осетрове.
В1977 году праздновал свое 10-летие краеведческий музей Антроповской восьмилетней школы. Этот музей был одним из лучших в крае.
Среди кружков технического творчества лучшими были кружки Павловской СОШ (руководитель Токарев), Преображенской (Громыко В.Я.), Крутоярской (Черняткин Б.К.). Среди кружков "Умелые руки" лучшим был признан кружок Краснополянской СОШ (руководитель Углов А.Е.).
В апреле 1984 года на пленуме ЦК КПСС принят документ "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы". В мае этого года во всех педагогических коллективах прошли открытые партийные и профсоюзные собрания, педсоветы, на которых намечены первые шаги по осуществлению реформы.
Зинаида Ивановна Мельникова, инспектор РОНО, выступая на августовской педагогической конференции подчеркнула: «Мне лично по душе те строки основных направлений реформы, где говорится, что труд взят в основу всего воспитания школьников. Но трудиться в полную меру сил должны и мы, наставники подрастающего поколения. Поэтому каждому из нас, в том числе и ветеранам школы, нужно определить собственное место в этом большом и важном деле».
Передовые коллективы школ района - Преображенской, Крутоярской. Краснополянской, Павловской, Дороховской - становятся очагами передовой педагогической мысли и практики. Предметные кабинеты являются лабораториями для самостоятельных занятий школьников. Кабинет ручного труда для начальных классов в Гляденской средней школе (ст. учитель Цымбалова Вера Платоновна) является лучшим в районе.
Отдел народного образования проводит большую работу по распространению опыта лучших учителей, по совершенствованию наставничества, более широкому привлечению к этой работе старших учителей, учителей и методистов, отличников народного образования.
В Крутоярской школе трудился замечательный педагог Борис Константинович Черняткин, учитель технического труда, отличник народного просвещения. Он постоянно помнил, что школьники не всегда в состоянии самостоятельно увидеть высокий смысл в тех или иных видах деятельности, поэтому одной из основных задач на своих уроках считал необходимость помочь учащимся осознать общественную ценность любого вида труда. Под его руководством в школе была создана мастерская - прекрасно оборудованная маленькая фабрика, где имелись все условия для обучения школьников труду на высоком техническом уровне. В мастерской полностью автоматизирована прямая и обратная связь учителя с учащимися. Особое место уделено организации рабочего места учителя и ученика. Учитель со своего рабочего места мог подать напряжение и отключить любой или все станки сразу, подать общий сигнал внимания.
С удовольствием посещали подростки из Краснополянской средней школы свой столярный цех. Уроки труда ведет здесь Эллер Александр Федорович. До восьми видов изделий выпускали своими силами школьники в цехе. В 1986 году в свободное от уроков время ребята вместе со своими учителями А.Ф.Эллер и Ю.П.Красноперовым построили в совхозе тир. Свой трудовой подарок они сделали к Дню рождения комсомола.
Многие учителя и педагогические коллективы работали под девизом "Высокая культура педагогического труда - залог успешной реализации реформы". "От творчески работающего учителя - к творчески работающему коллективу". Все чаще встретишься в школе не просто с уроком, а уроком-лекцией, практикумом, семинаром.
Большие задачи поставлены перед школой, и одной из них является воспитание у учащихся уважения к общественно-полезному, производственному труду и потребности в нем. Большую помощь в этом вопросе оказали базовые предприятия. Руководство базовых предприятий выделило рабочие места для школьников на своих предприятиях. В 1984 году было выделено 18 рабочих мест; в 1985 - 36, в 1986 - 60.
Совхоз "Владимировский" (в 1986 г.) выделил для своих подшефных 8 рабочих мест.
Добрыми наставниками ребят были Н.Ф. Юрьева, В.Г. Лобынев, В.И.Селиванов.
Круглогодично трудились на совхозном свинокомплексе старшеклассники Степновской школы, добиваясь хороших результатов. Школьники Крутоярскои средней школы, трудовые уроки которых проходили на свинокомплексе, так же показывали образцы трудолюбия. Например, в 1985 году они добились больших привесов молодняка, чем животноводы совхоза. Отличных результатов добился учащийся этой школы Юрий Матыркин, работая на тракторе.
Хороших результатов по выращиванию молодняка телят добились учащиеся Павловской школы. В этой школе был хороший кабинет животноводства, оформленный с помощью совхозных специалистов.
Большую помощь в воспитательной работе школам оказывали педагогические отряды, созданные из числа тех, кто работал на производстве. В Дороховской школе в педотряде работали агроном Надежда Иосифовна Громова, рабочая совхоза Людмила Васильевна Белоусова, телятница Мария Харасовна Гатаулина и др.
Комсомольцы-производственники, работающие в Степновской школе по несколько лет, зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. Например, электрик Борис Сургутский не один год руководил эстрадным оркестром, в котором с удовольствием занимались школьники.
Педагогический отряд, созданный при Преображенской средней школе, был самый лучший в районе (в этом отряде работали Л.В. Литваков - водитель, Л.В.Парамонов - ветврач птицефабрики, В.М.Симченко - электрик и др.).
В 1984 году в районе работали 9 ученических производственных бригад общей численностью 780 человек. Ученическими производственными бригадами произведено продукции на сумму более 204 тыс.руб. И вновь, как в прошлые годы, наибольших успехов добилась бригада Преображенской средней школы. Ребятами произведено продукции на сумму 55 тыс. руб. Если взять всю работу этой бригады за 13 лет, то сумма, на которую бригада выполнила работы, будет составлять более 500 тыс.руб.
В 1986 году работали 9 производственных бригад и 3 лагеря труда и отдыха. Произведено продукции на 399 880 руб.
В 1985 году в Назаровском совхозе для учащихся Степновской СОШ организована малая сельскохозяйственная академия, оборудована база летнего труда и отдыха школьного лесничества, оформлен зал трудовой славы.
В целях воспитания у учащихся потребности к труду в районе была практика создания классов-бригад. Так, например, девочки 7 класса Степновской средней школы (классный руководитель И.Л.Беспалова) постоянно сотрудничали с совхозной больницей, оказывая посильную помощь ее персоналу. Учащиеся 6 класса (классный руководитель В.Я.Семенова) шефствовали над малышами из детского сада.
В Преображенской средней школе очень хорошо поставлена связь с трудовыми коллективами совхоза и птицефабрики. На общих собраниях ребята совместно с шефами принимали обязательства друг перед другом. Постоянную заботу о шефских связях проявлял директор совхоза, отличник народного образования Николай Григорьевич Грязнов. Он посоветовал ввести в школе автодело и оказал большую помощь в оснащении кабинета. В 1981 году в школе состоялся первый выпуск шоферов.
Деятельность педагогов Новиковой Л.В., Доманцевич М.К., Богомаз Г.Н., Дорофеевой СВ., Ивановой С.С, Козловой В.К., Стариковой В.Г., Цымбаловой В.П., Угловой Н.И., Шопот З.Г., Титовой В.Ф, Борзых П.Н., Пальчун А.А., Дудиной В.Е., Корчугановой К.П., Марищук А.И., Касаткиной Н.И., Ерофеевой Г.П. и многих других носила ярко выраженную социальную направленность и вошла в историю как весомый вклад в развитие образования района.
Учителя проводили большую общественную работу. Общественная активность учителя оказывала огромное влияние на поступки его воспитанников, создавала авторитет не только ему - педагогу, но и школе.
В районе немало педагогов, которые не только умело выполняли свой профессиональный долг, но и жили делами села. Среди них пропагандисты Глазунова Л.Ф. - учитель Преображенской школы, Казакевич Г.И. - директор Крутоярской СШ, Демидова С. А. - учитель Гляденской СШ, делегат 25-й районной партийной конференции, Булич Л.П. - председатель первичной организации "Знание", Юрская А.Е. - председатель женсовета с. Верхний Ададым, члены женсовета: Авдонина В.И., Лебедева Е А., Бондарева Н Л.
Почти 30 лет работал пропагандистом и лектором-международником И.И. Акенчиц. Его неоднократно избирали депутатом сельского и районного Советов, 17 лет был заместителем секретаря парткома в совхозе "Владимировский".
И. А Лобов, директор Павловской СШ, первым из пропагандистов района удостоен памятной медали ЦК КПСС "За многолетнюю плодотворную работу по пропаганде марксизма-ленинизма и политики КПСС" в 1982 году.
За время существования районной системы образования ее заведующими были:
Живоглядов Иван Степанович, Постигова, Дорощук, Юрьев Сергей Яковлевич, Горбачева Наталья Николаевна, БуцыхЯков Федорович, Шилько Элеонора Владимировна, Фуфачев Семен Трофимович, Галенко Петр Гаврилович, Полежаев Никита Дмитриевич.
Документы о реформе общеобразовательной школы ориентировать
ли педагогические коллективы на дальнейшее улучшение учебно-воспитательной работы, и такие руководители общеобразовательных учреждений как Кардополов М.П., Будакова В.Ф., Акенчиц И.И., Казакевич Г.И., Юдина В.А., Емельянова Л. Д., Юрская А.Е., Атаманюк М.А., Вафина Л.Я., Авдонина В.И. и др., глубоко и всесторонне конкретизировали практическое решение задач, поставленных апрельским пленумом ЦК КПСС. Они не только руководители школ, учителя учителей и главные воспитатели, но, образно говоря, являлись дирижерами того удивительного оркестра, где тончайшие инструменты - человеческие души. Они умели слушать и слышать каждого «музыканта» - учителя, классного руководителя, воспитателя.
Успешную реализацию задач по руководству образованием в районе осуществляли отличники народного просвещения: Хомченко Ефросинья Агафоновна, Парамонов Михаил Васильевич, Попович Галина Григорьевна.
В настоящее время (с 1987 года) зав.района, а затем начальником управления образования работает Казакевич Галина Ивановна, заслуженный учитель Российской Федерации. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что образование находится в надежных руках.
Зав.районным педагогическим кабинетом работала Горбачева Наталья Николаевна. Позже он стал называться методическим. Большую организаторскую работу по распространению передового педагогического опыта проводили заведующие методкабинетом Покидько Зоя Валентиновна (работала 12 лет), Ерофеева Галина Павловна, заслуженный учитель школ РСФСР. Они делали все, чтобы все лучшее, что рождалось в практике работы школ, становилось достоянием учительства всего района.
Сегодня работу методического кабинета возглавляет вот уже в течение 16 лет Рассудова Тамара Георгиевна, почетный работник общего образования. Как заботливый садовник готовит почву под розы, так и она постоянно готовит почву для заимствования передового опыта, созданного лучшими мастерами педагогического труда.
В нашем районе немало учителей, которые не только влюблены в свое дело, но и привили любовь к педагогической профессии своим детям.
Всего себя без остатка отдали школе заслуженный учитель школы РСФСР Акенчиц И.И и его жена Коргучанова К. П., отличник народного просвещения. Их дело продолжили дети и внуки Громыко СИ., Громыко П.П. (почетные работники образования Российской Федерации), Громыко НА. - работают в Преображенской СОШ. Громыко Е.П. работает преподавателем в архитектурно-строительной академии.
Трудную и, пожалуй, самую интересную дорогу российского образования выбрали дочери Будаковой В.Ф., заслуженного учителя Российской Федерации. Татьяна работает в школе № 143 г. Красноярска. Она учитель высшей категории, руководитель методического объединения учителей химии. Ольга осталась в родной Сахаптинской СОШ, работает учителем начальных классов.
Этой же школе почти 40 лет отдали Киселевы Виктор Петрович и Тамара Анатольевна, а сегодня здесь трудится их дочь Светлана после окончания Ачинского педагогического колледжа.
Педагогическую судьбу своих матерей Богомаз Г.Н. и Мамаевой М.П., отличников народного просвещения, бывших учителей Сахаптинской СОШ повторяют их дочери Марина и Лариса.
40 лет в районнойсистемеобразованиятрудиласьБуличЕ.И. Сегодня ее дети Булич В.А. и Булич Л. П. работают в Дороховской средней школе. В эту же школу вернулась после окончания Лесосибирского педагогического института их дочь Елена. Здесь же трудится старшая дочь Саморуковой В.Ф. Светлана, младшая дочь Татьяна окончила филологический факультет Лесосибирского педагогического института
Много лет трудились в районной системе образования Гудимовы Петр Петрович и Мария Алексеевна. Сегодня на ниве просвещения трудятся их дочери Абрамова Т.П. и Куроченко Т.П. Дочь Абрамовой Т. П. - Елена после окончания Красноярского государственного педагогического университета работает в этом же вузе.
Работали в системе образования и Куроченко В.Е., и Абрамов В.В. Педагогический стаж этой семейной династии 150 лет.
У учителей Гляденской средней школы Ивановой С.С., Лобыневой С.А., Белошап-
киной О.П., Бригада М.Ф., Цымбаловой В.П. педагогическую дорогу выбрали их дети: ХрамоваЕВ., КрасненкоО.М., БелошапкинаНВ., Матвиенко Е.В., Грошевая И.Л.
В этой же школе много лет проработала Чердакова М.В. Сегодня для ее дочери Т.А.Романовой и невестки Е. А.Чердаковой дорога в школу стала светлой судьбой.
Есть педагогические династии и в Краснополянске в семьях Боргардт О.И., Потехиной Г.В., Брянцевой Л.В., Юдиной Н.И., Красноперовой Е.Ю.
Школьные науки существуют давно, но учителю дано каждый раз открывать науку перед каждым классом, перед каждым сидящим за партой учеником.
Да не покинет педагогов Назаровского района чувство личной ответственности за географию и биологию, математику и русский, историю и литературу.
Пусть юбилей нашего района, как освежающий ветер, соединит всех педагогов во имя нашего будущего.
Уважаемые коллеги!
Желаю вам, чтобы сотрудничество с детьми помогало вам оставаться молодыми, преодолевать многие преграды на непростом пути обучения, воспитания и развития учащихся, создавая жизнеутверждающую атмосферу в школе, ее творческий заряд, ее радости. И чтобы ваши ученики своими "трудными" вопросами поддерживали в вас желание непрестанно пополнять свои знания, совершенствовать профессиональное мастерство.
Новых вам педагогических вершин!
В. Л. НЕСТЕРЕНКО,
ведущий специалист отдела образования в 1976-2001 годах
(Житница Красноярья. Назаровский район. 80 лет., Издательство «Буква», Красноярск 2004г., стр. 118 – 137)
|