16 октября 1918 года ВЦИК принял Положение "Об единой трудовой школе РСФСР" (в создании новой трудовой школы самое большое участие принимала Н.К.Крупская). Началась школьная реформа. В Сибири к выполнению директивы о единой трудовой школе приступили лишь в 1920 году, т.е. после разгрома Колчака. Создавалась новая школа. Октябрь заглянул в самые отдаленные уголки Сибирской земли, пробудил все слои населения от непроглядной тьмы. Деревня свободно вздохнула, и потянулся народ к культуре. В селах, деревнях стали создаваться школы: инициативные группы деревни подыскивали жилые дома для школ, изыскивали средства путем добровольного общества "Друг детей" и пожертвований.
В нашем Назаровском районе открывались новые сельские школы: Степноозерская, Чердынская, Березовская, Холминская и др., а учителей не хватало.
В 1920 году Ачинский отдел образования создал первые краткосрочные педагогические курсы на базе бывшего педагогического училища и гимназии, выпустил несколько десятков учителей для начальных школ.
В числе первых учителей, окончивших краткосрочные педагогические курсы, были: Е.Тяпкина (с. Кольцово), А.Митюрина (ст. Ададым), Е.Белошапкина (с. Березовка), Е.Казионова (д.Холмы), Е.Тихонова (с.Ильинка), Г.Михайлова (с.Сахапта), М.Балканова (с.Дорохово) и др.
В первые годы Советской власти школы района бедны. Нет тетрадей, ученики пишут на газетах. Чернила заменяет сажа, нет мела. Пишут на доске углем, известью или обломками гипса. Учебников не хватает (на 5-7 учеников 1 экземпляр), да и материальное положение школы, учителя было нелегким.
В 1921 году постановлением Совнаркома РСФСР введено натуральное самообложение в деревнях. На местные органы легла основная забота о школе. Учителям района выдают по 1 пуду хлеба в месяц (мукой или зерном), сельский совет обеспечивает школу топливом. В Степноозерской школе, например, топливом служила солома, иногда и местный уголь.
Учительство - единственный отряд культурной силы на селе. Учителям выпала почетная доля - участвовать в культурной революции, поднимать страну на высшую ступень в строительстве социализма. Они ведут большую общественную работу, начиная от читки газет и до объединения в колхозы.
В1924 году с. Назарово стало районным центром, население увеличивалось, появилась необходимость открывать школу для обучения детей больше по размеру предыдущей. Школу, которую начали строить в 1920 году, открыли в 1924 году. Она считалась школой первой ступени, т.е. начальной. В школе не было освещения, школьных принадлежностей, мыла. Школьники не знали пятибалльной системы. Первой ее заведующей стала Прасковья Петровна Никонова. Она родилась в с. Алтат, там вступила в комсомол, была председателем культпросветкомитета. Прасковья Петровна вела большую общественную работу: ей приходилось от женотдела быть общественным защитником Нарсуда, ликвидатором неграмотности школы допризывников, работать в месткоме работников просвещения, в Совете - членом ревкомиссии, в комсомоле, в нардоме участвовать в спектаклях и посещать Совпартшколу I ступени, которая была в Назарово при РК ВКП (б).
Идеологическое воспитание учительства было тесно связано с повышением его педагогического мастерства. В 1924 году на губкурсах в Красноярске некоторые назаровские учителя подали заявления в партию. Первыми учителями-коммунистами в районе были Е.Ф. Белошапкина, А.С. Лернер, П.П. Никонова,
В этом же году (1924-м) вновь выстроенная школа стала опорной.
К учителям со стороны Назаровского РК ВКП (б) было особое отношение. В то время секретарем был СВ. Михайлов, а председателем исполкома Т. Г. Толстоногов, они старались сделать для школ, для учителей все возможное для улучшения их работы. Они выступали на учительских конференциях с докладами, встречались с учителями в школах, в нардоме, на выездных и районных пленумах.
В 1925 году в опорной Назаровской школе работали 4 учительницы: М. Ладынина, А. Михайлова, А. Демидова и П. Никонова.
Марина Алексеевна Ладынина и Прасковья Петровна Никонова часто вели разговоры о будущем. Им хотелось посмотреть страну, стать квалифицированными специалистами. По командировкам РК ВКП (б) они были направлены на учебу в Москву. Специальности они избрали по душе: М.Ладынина-театральный институт, а П. Никонова выбрала педагогику. Впоследствии она училась в Академии им. Крупской, работала в Наркомпросе по подготовке педагогических кадров средних учебных заведений.
Работая инструктором Наркомпроса, под руководством Н.К.Крупской, П.Никонова посетила много краев и областей России. Была консультантом по русскому языку в Китайской народной Республике. Несколько лет спустя подарила музею города Назарово богатый альбом о Китае.
М.Ладынина после окончания театрального института работала в МХАТе, снималась в кино, она народная артистка СССР, лауреат шести Сталинских премий, снялась в фильмах: "Свинарка и пастух", "Трактористы", "В шесть часов вечера после войны", "Богатая невеста" и др. Уйдя из кинематографа в 1954 году, она проколесила свою Родину и 7 стран мира с концертами, собирая аншлаги и получая массу благодарностей.
"Жить надо с восторгом" - девиз жизни М. Ладыниной, она очень любила свою малую родину и с гордостью говорила: "Я родилась в небольшой сибирской деревне Назарово, близ города Ачинска, Красноярского края".
Много раз П.Никонова хлопотала в Министерстве культуры об открытии в с. Назарово (80-е годы) государственного музея, отправляла посылки с экспонатами. В последнем письме в музей Прасковья Петровна написала: "Наша жизнь с Мариной долгая, трудная, а, в общем, это богатая судьба с хорошим и плохим миром".
Живя в Москве, П.Никонова и М.Ладынина часто встречались и всегда вспоминали свои первые шаги по созданию новой школы на Назаровской земле.
Школа с. Назарово в 1924 году давала начальное образование. После отъезда П.П. Нико-новой в Москву заведующей школой стала Александра Александровна Окунева, а с 1932 года Елена Михайловна Захарова. Школа стала образцовой. Е.М.Захарова за свои трудовые успехи в деле воспитания и обучения детей, за умелое руководство педагогическим коллективом на приеме у Н.К.Крупской награждена орденом Трудового Красного Знамени, который в торжественной обстановке вручил ей М.И.Калинин. Это первый учитель - орденоносец в с. Назарово. Е.М. Захарова проработала в этой школе до 1945 года, а в последующие годы (до 1948) - во вновь построенной первой в с. Назарово среднеобразовательной школе. После тяжелой болезни Е.М.Захарова умерла и похоронена на кладбище неподалеку от средней школы №6.
В с. Назарово в последующие годы заведующими начальной опорной школы были Константин Федорович Бережнов, Семен Трофимович Фуфачев, а последующие 13 лет зав. начальной школой работал Александр Николаевич Рульков.
В 1925 году состоялся первый Всесоюзный съезд учителей, на котором выступала Н. К. Крупская. Она говорила о необходимости создания новых учебных программ, о необходимости дать образование крестьянской молодежи. На базе неполной средней школы в с.Назарово в 1924-1925 учебном году (в ноябре) открыта ШКМ (школа крестьянской молодежи), заведующим которой был К. Л.Демидов (обучались 60 учащихся).
В 1926-1927 учебном году в школе крестьянской молодежи работали 4 учителя, обучались 129 учеников (11 батраков, 39 бедняков, 63 середняка, 9 служащих, 6 рабочих, 1 зажиточный).
По партийности учащиеся распределялись следующим образом:
ВЛКСМ - 31 человек; пионеров - 29 человек.
Беспартийных - 69 человек.
По национальности:
русских -121 человек; поляков - 2 человека; татар -1 человек; евреев -1 человек; чувашей - 4 человека.
По состоянию на 1 апреля 1927 года из 129 учащихся остались 111. При школе крестьянской молодежи имелось свое хозяйство (2 сенокосилки, сеялки, 4 старых плуга, жнейка, 4 бороны).
В 1926-1927 учебном году ШКМ перешла на окружной бюджет.
В 1929 году ШКМ переименовали, она стала называться школой колхозной молодежи. ШКМ готовила учащихся для поступления в Ачинский сельхозтехникум и другие среднеобразовательные учебные заведения. В этой школе работала в те времена молодая, энергичная, целеустремленная Наталья Павловна Горбачева-кавалер орденов Трудового Красного Знамени и "Знак Почета", заслуженная учительница школы РСФСР. Она награждена также медалью "За доблестный труд в ВОВ". Позже Наталья Николаевна работала представителем райкома союза учителей начальных и средних школ. В 1947 году работала зав. РОНО, а затем зав. районным педкабинетом.
В 1926 году издан декрет СНК о передаче всех существующих в стране школ в ведение народного комиссариата просвещения СССР.
В 1926-1927 учебном году в районе работали 29 школ I ступени. В 1925-1926 учебном году было 23 школы.
По числу комплект-классов школы распределялись следующим образом:
|
1925-1926 уч.год
|
1926-1927 уч.год
|
Однокомплектные
|
17
|
18
|
Двухкомплектные
|
4
|
7
|
Трехкомплектные
|
1
|
3
|
Четырехкомплектные
|
0
|
1
|
ВСЕГО:
|
23
|
29
|
Количество обучаемых в школах I ступени составляет 2307 человек (мальчиков -1433, девочек - 847).
Наблюдалось увеличение количества учащихся (по сравнению с 1925-1926 учебным годом) на 40%. Охват детей обучением (1926-1927 учебный год) составил 53,6%.
Повышение квалификации учителей района осуществляется через кустовые съезды по программе Сибоно. Районная опорная школа в с. Назарово проводила методическую работу в массовых школах.
Районный исполнительный комитет уделял большое внимание работе опорной школы.
Президиум исполкома (19 мая 1931 года) постановил: в целях улучшения условий работы опорной школы, являющейся базой методологии школьной работы в районе, привлечь дополнительные средства, используя общественность и местный бюджет. Немедленно заключить договоры на изготовление специальной школьной мебели. Для борьбы с истощением и малокровием учащихся обязать школу, с/совет организовать 100% охват детей горячими завтраками.
В эти годы был острый недостаток педагогических кадров. Из числа лучших грамотных людей, ударников труда, комсомольцев, рабочих, колхозников проводилась подготовка учителей, и ими комплектовались школы. Были приняты меры по предоставлению квартир и коммунальных услуг педагогам.
О ходе и результатах этой работы районный отдел образования постоянно докладывал президиуму районного исполнительного комитета.
В1929 году в селениях Назарово, Алтат, Кольцово, Подсосное, Красная Поляна, ком. "Коминтерн" открыты детские ясли.
В районе было очень много совершенно неграмотных людей. В 1928 году инспекторам политпросвета и районного отдела образования поручено организовать работу по ликвидации неграмотности через избы-читальни, красные уголки. Для этого из районного бюджета специально отчислялись средства.
Все сельские советы ежегодно к 20 ноября проводили учет неграмотных и малограмотных людей. В 1931 году в районе обучено 1237 человек, но этот результат был неудовлетворительным. Согласно постановлению СНК РСФСР от 15 августа 1931 года "О всеобщем обучении взрослого населения в возрасте 16-50 лет" в районе поставлена задача: завершить полную ликвидацию неграмотности к 1 мая 1932 года, обучить 3443 неграмотных, 4078 малограмотных. На заседании президиума Назаровского райисполкома (1933 год) отмечено, что состояние ликвидации безграмотности проходит неудовлетворительно (охват 1615 человек - 40%). В некоторых селениях совершенно не организован охват обучения неграмотных (с.Назарово, Кольцово, Подсосное, Б-Сереж, Крутояр и др.)
Причина: недостаточная подготовленность и текучесть ликбезовских кадров, перевод оплаты на трудодни. Согласно единому оперативному плану ликбеза на 1933 год расширена сеть производственно-политических курсов для малограмотных и неграмотных. Для этой цели вовлечено учительство района и все грамотные люди. Редактору газеты "Ударник пятилетки" поручено организовать доску позора (в газете) в деле ликбеза.
25 июля 1930 года ЦК ВКП (б) принял постановление "О всеобщем обязательном начальном образовании". В целях выполнения поставленной задачи ЦК руководство района стало больше оказывать практической помощи школам, но школьных помещений не хватало. На заседании президиума Назаровского районного исполнительного комитета 9 ноября 1931 года принято решение: обеспечить школы помещениями из числа конфискованных кулацких домов.
И в 1932 году в районе работали уже 40 школ, в т.ч. 37-1 ступени.
В 1933 году на центральной усадьбе Ададымского совхоза, расположенной в с. Назарово, вошла в строй неполная средняя школа. Это одноэтажное здание с печным отоплением имело 7 классных комнат и маленькую учительскую. Учащихся набралось много, и в этом помещении было невозможно разместить все классы. Поэтому несколько начальных классов занимались в неприспособленном барачного типа помещении, которое находилось неподалеку от главного здания школы.
Первым директором этой школы стала Елизавета Петровна Майорова. Затем Александр Пантелеймонович Фуфачев, Василий Михайлович Кузнецов, а завучем - Константин Филиппович Наконечный. К этому времени в школе обучались 700 человек. Занятия проводились в три смены.
В годы Великой Отечественной войны многие учителя и директора ушли на фронт. Школой стала руководить Мария Степановна Дорошун. Сменил ее Феофан Дмитриевич Сургутский. Последние годы до перехода в новое здание (1961 год) руководила школой учитель иностранного языка, член КПСС, отличник народного просвещения РСФСР Нина Ивановна Артамонова.
Население района увеличивается, назрела необходимость построить среднеобразовательную районную школу. Построена она была в 1937 году в с. Назарово по ул. Просвещения, площадь школы составляла 838,6 кв. м, здесь было 16 классных комнат, обучались в ней дети, живущие в с. Назарово и Назаровском районе. Сначала школа была семилетняя, а затем (с 1954 года) стала средней.
В 1938 году на месте нынешнего административного корпуса молочноконсервного комбината находилась начальная школа. Первой заведующей этой школы была Вера Александровна Шепот. В 1953 году зав. школой стала Нина Степановна Ровенская.
Первый детский сад в Назаровском районе был открыт по ул. Советской в доме кулака Каменева в октябре 1941 года. Обеспечение д/сада было хорошее. Хлеба давали по 300 грамм на 1 ребенка: 200 г в детсаде, а 100 грамм отдавали домой.
В трудное военное время большое внимание уделялось вопросам всеобуча. В 1941 году председателям с/советов, директорам и зав. школ было приказано в ноябре провести проверку охвата всеобучем детей от 8 до 14 лет. Для проведения проверки в каждом населенном пункте созданы комиссии, в составе председателя или зам. председателя с/совета, директора школы и члена правления колхоза. Однако, в 1942-1943 учебном году осуществление всеобуча шло неудовлетворительно. В школах не хватало топлива, вместо 2323 человека охвачено обучением только 422.30 января 1943 года на заседании исполкома райсовета было принято решение: на каждое заседание исполкома вызывать 1 -2 председателей по вопросу всеобуча. Прокурору Степанову - привлекать должностных лиц за срыв всеобуча.
С 1 сентября 1943 года в РОНО введена должность инспектора по патронированию за счет сокращения одной единицы в отделе гособеспечения.
В эти годы большое внимание уделяется военно-патриотическому воспитанию. Школы готовили молодежь к защите Родины, к выполнению почетной обязанности гражданина Советского Союза. Во всех школах проводились физзарядки, имелись спортивные площадки, военные кабинеты (или уголки), из 67 школ - 57 укомплектованы военруками. 3 человека из них имели высшее образование, 39 - семилетнее и среднее образование. Назаровский районный исполнительный комитет обязал всех военруков школ, не имеющих образования, не позднее 10 ноября 1944 года приступить к заочному обучению, организовать работу общества "Смена". Директорам школ было приказано улучшить качество проведения политинформаций, принять меры к улучшению материально-бытовых условий военруков, в первую очередь участников ВОВ.
1944-1945 учебный год большинство школ начали своевременно, в нормальных условиях, но не хватало учебников. Для обеспечения школ учебниками РК ВЛКСМ и учителя организовали подворный закуп книг у населения.
10 сентября 1944 года состоялось заседание исполкома райсовета и бюро РК ВКП. на котором обсуждали вопрос "О материальном обеспечении воспитанников Сережского детского дома". Состояние дел было очень плохое. Дети не были обеспечены одеждой, не было белья, головных уборов, одеял. Дети спали под простынями. 68 воспитанников детского дома приходили в школу раздетыми. После этого совещания райисполкомом, общественностью, председателями с/советов, колхозов, руководителями предприятий проведена большая работа по обеспечению детей одеждой и продуктами питания. Однако директор д/дома Нуждин проявил безответственность в правильном использовании материальных средств. Согласно решению исполкома Назаровского райсовета от 4 декабря 1944 года директор д/ дома освобожден от занимаемой должности. Районному прокурору было поручено расследовать факты об истощении детей, привлечь бывшего директора к уголовной ответственности.
В годы войны учителя повышали свою квалификацию, перенимали опыт лучших учителей, учились заочно в учебных заведениях. Но по-прежнему процент квалифицированных специалистов среди учителей был низким. По состоянию на 10 апреля 1943 года из 53 учителей начальных классов, не имеющих среднепедагогического образования, учились заочно 33 человека. Из 30 учителей старших классов, не имеющих соответствующего образования, учились 14 человек. Исполком райсовета 10 апреля 1943 года принял решение: обязать учителей, не имеющих соответствующего образования, приступить к заочному обучению. В случае невыполнения данного решения они будут освобождены от работы как не соответствующие назначению.
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 29.06.1946 г. №1427 и указанию крайкома ВКП/б и крайсовета от 5.07.1946 года "О мобилизации в школы ФЗО" в районе с 10 июня по 10 августа 1944 года проводилась мобилизация молодежи (мальчики 16-17 лет, девочки 16-18 лет) в количестве 90 человек в школы ФЗО. Райторготделу (Демьянченко) поручено обеспечить продажу горячей пищи, хлеба по 600 г в день.
Среди работающей молодежи процент образованных людей все еще оставался низким. На заседании исполкома (20.09.1946 г.) утверждают сеть вечерних школ для сельской молодежи в количестве 5-ти школ с охватом 200 человек в селениях: Медведск, Сахапта, Кольцово, Назарове, ст. Ададым.
Следует отметить, что по-прежнему проводилась большая работа по осуществлению всеобуча детей. В 1947 году в районе созданы денежные и натуральные фонды, приняты практические меры по оказанию материальной помощи нуждающимся школьникам. Согласно решению исполкома от 20.01.1947 г. приняты строгие меры к родителям, не обеспечивающим посещение детьми школ, к председателям с/советов, где обнаружены факты нарушения закона. В 1946-1947 учебном году охват обучением составил 5937 человек.
В 1949 году в фонд всеобуча педколлективами района отчислен трёхдневный заработок, материальную помощь в сумме 16 тысяч рублей оказали колхоз им. Молотова, консервный завод и другие организации. При содействии с/советов, общественности для школ собрано 52 тысячи рублей. С каждым годом наблюдалось увеличение контингента учащихся.
год
|
1946-1947
уч.год
|
1947-1948 уч.год
|
1948-1949
уч.год
|
1949-1950
уч.год
|
Количество учащихся
|
5937
|
6747
|
7869
|
8421
|
Однако, несмотря на большую организационную работу по охвату детей обучением, народнохозяйственный план по обучению в 1949 – 50 уч. году не выполнен.
|
план
|
факт
|
%
|
1-4 классы
|
6636
|
6486
|
97,7
|
5-7 классы
|
2008
|
1766
|
87,9
|
8-10 классы
|
268
|
169
|
63
|
Наблюдалось большое количество второгодников.
Уч. год
|
Количество учащихся
|
Второгодники
|
%
|
1946-47
|
5937
|
1171
|
19,3
|
1648-49
|
7869
|
1412
|
17,9
|
(В 1948-49 учебном году по краю было 54 000 второгодников)
В 1948 году исполкомом райсовета отведено помещение для клуба пионеров при районном ДК. Заведующим клубом назначен Родион Тихонович Ильяненко. В клубе работали кружки художественной самодеятельности. Пионеры-активисты выступали по радио. В 1949 этот клуб был уже закрыт. Выступая на сессии Назаровского районного совета депутатов трудящихся 22 декабря 1949 года, Родион Тихонович ходатайствовал перед крайисполкомом об ассигновании средств на постройку районного Дома пионеров.
В эти годы в школах не хватало топлива. Особенно это наблюдалось в Степноозерской. Гляденской, Верхне-Ададымской, Медведской школах. В целях оказания постоянной помощи школам и детским учреждениям исполком райсовета принимает решение от 11.11.1949 года "О шефстве над школами". Вместе с тем районное руководство осуществляет строгий контроль за выполнением постановления Совета Министров СССР №246 от 10 февраля 1948 года "О льготах и преимуществах для учителей начальных и средних школ", требуя от сельских Советов строительства жилых домов для учителей.
1949-1950 учебный год стал знаменательным в системе образования. Наш район приступил к осуществлению всеобщего 7-летнего образования. Большинство учителей, выполняя свой долг, становились мастерами педагогического труда:
• Трегубов Д .И. - директор Кольцовской семилетней школы
• Добычина К.Н. - учитель русского языка и литературы Алтатской семилетней школы.
• Сургутский (к сожалению, в архиве не указаны инициалы) - директор Ададымской семилетней школы.
• Наконечная Е. А. -учитель начальных классов Ададымской семилетней школы.
• Казаков - заведующий Московской школы.
• Башун - директор Дороховской семилетней школы.
• Ульянова - учитель консервзаводской школы.
• Родина и Алексеева- учителя Назаровской начальной школы.
В эти годы в районе идет открытие интернатов при Подсосенской семилетней, Медведской средней и др. школах (до декабря 1949 г. в районе на 14 семилетних и 2 средних школы не было ни одного интерната). Реорганизованы Верхнеададымская, Добринская и другие начальные школы.
Наблюдается рост ассигнований на нужды народного образования с 4 млн. в 1949 году до 4 млн. 585 тыс. рублей в 1950 году.
В 1961 году происходит реорганизация районной системы образования ввиду того, что п. Назарово стал городом.
В 60-е годы в районе увеличивается число средних школ, но контингент учащихся и общее количество школ уменьшается.
|
1962-
1963
уч.год
|
1963-
1964
уч. год
|
1964-
1965
уч.год
|
1965-1966
уч.год
|
1966-1967
уч. год
|
1967-
1968
уч.
год
|
1968-
1969
уч. год
|
1969-
1970
уч.год
|
Всего школ
|
88
|
87
|
87
|
86
|
85
|
83
|
84
|
83
|
начальных
|
61
|
60
|
58
|
57
|
56
|
55
|
54
|
54
|
восьмилетних
|
22
|
22
|
23
|
23
|
22
|
21
|
22
|
21
|
средних
|
5
|
5
|
6
|
6
|
7
|
7
|
8
|
8
|
общее
количество учащихся по району
|
9806
|
9625
|
9691
|
9730
|
9356
|
9104
|
8922
|
8463
|
В школах организовано производственное обучение, вместе с аттестатами о среднем образовании выпускники получали квалификационные удостоверения. Так, например, в 1965-1966 учебном году из 243 учащихся 10-х классов получили удостоверения 226 человек; из 152 учащихся 11 классов -139 учащихся.
При школах работали интернаты, увеличивалось количество учащихся, посещающих группы продленного дня.
Год
|
1962-1963
|
1963-1964
|
1964-1965
|
1965-1966
|
1966-1967
|
1967-1968
|
1968-1969
|
1969-1970
|
количество интернатов
|
17
|
11
|
16
|
16
|
9
|
14
|
13
|
12
|
учащихся в
них
|
872
|
599
|
1033
|
1160
|
1058
|
1025
|
907
|
930
|
количество учащихся в ГИД
|
|
16
|
148
|
168
|
203
|
220
|
260
|
325
|
Система дошкольного образования:
Год
|
1965
|
1966
|
1967
|
Количество
дошкольных
учреждений
|
3
|
3
|
4
|
В них детей
|
98
|
94
|
147
|
Сведения о составе руководящих и педагогических кадров в дошкольных учреждениях:
Год Образование
|
1965
|
1966
|
1967
|
Заведуют.
ие
|
Воспитате
ли
|
Заведующ
ие
|
Воспитате ли
|
Заведующ ие
|
Воспитател и
|
Средне-педагогическое
|
1
|
3
|
1
|
1
|
3
|
1
|
Общее среднее
|
-
|
1
|
-
|
1
|
-
|
3
|
Не имеют
среднего
образования
|
2
|
4
|
2
|
3
|
1
|
2
|
Всего педагогов
|
3
|
8
|
3
|
5
|
4
|
6
|
(Житница Красноярья. Назаровский район. 80 лет., Издательство «Буква», Красноярск 2004г., стр. 118 – 137)
|