СТРОИТЕЛЬСТВО
ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ "АЧМИНДОР"
Долгое время
транспортными магистралями, связывающими центр Енисейской губернии с южными
районами, были река Енисей и Ачинско-Минусинский тракт. В зимнюю пору Енисей
покрывался льдом, а тракт был плохо оборудован.
Ачинско-Минусинская
железная дорога должна была соединить богатый Минусинский уезд с действующей
Сибирской железной дорогой и дать выход на рынок продуктам сельского хозяйства
и промышленности южных районов.
Впервые вопрос о
необходимости строительства железной дороги Ачинск - Минусинск рассматривался
27 декабря 1906 года в Иркутске на совещании о путях сообщения в Сибири.
В резолюции совещания
говорилось: "Соединение Минусинска железнодорожной линией с существующей
Сибирской железной дорогой нужно признать весьма желательным, ввиду большого её
значения в отношении колонизационном, торговом, как местном, так и транзитном с
Монголией, и общегосударственном, но предварительно необходимо просить
произвести самые подробные изыскания в смысле техническом и экономическом, как
для осуществления самой дороги, так и для выбора её направления".
На совещании было
принято решение: "Поставить проведение Минусинской дороги в число
необходимых, не предрешая вперед направления ея, которое должно выясниться при
детальном исследовании..."
Строительство железной
дороги было разделено на две части. Северная часть от станции Ачинск до станции
Копьево должна пройти по местности густонаселенной, с развитым земледелием.
Южная часть от станции Копьево до станции Енисей Минусинский - по местности с
редким населением, которое занималось преимущественно скотоводством.
Для строительства
железной дороги 6 мая 1913 года было образовано частное акционерное общество
Енисейской губернии, которое называлось "Общество Ачинско-Минусинской железной
дороги". Акционерное общество выбрало правление, которое и ведало
строительством. Управление по постройке дороги состояло из следующих отделов:
технический, хозяйственный, отдел службы пути.
Строительство дороги
осуществлялось подрядчиками, которые заключали договоры с акционерным
обществом. 11 мая 1914 года газета "Отклики Сибири", издававшаяся в
Красноярске, опубликовала сообщение о том, что начало работ по проведению
дороги Ачинск-Минусинск можно считать с 1 мая текущего года.
В первую очередь
планировалось проведение земляных работ и строительство искусственных
сооружений: небольших мостов, водопропусков, труб под путями и проч. В следующем
году - строительство гражданских сооружений (станционных зданий) и паровозных
депо. Мосты планировалось построить через реки Чулым, Черный и Белый Июсы.
Летом 1914 года планировалось произвести подготовительные работы по сооружению
мостов, а зимой - спуск кессонов.
В "Пояснительной
записке к проекту моста через реку Чулым" отмечалось следующее:
"Линия Ачинск-Минусинской железной дороги пересекает реку Чулым у села
Ново-Назарово на 44-й версте от г. Ачинска. По справкам и опросу местных
старожилов оказалось, что у села Ново-Назарово река Чулым судоходной никогда не
была и служит лишь для сплава небольших плотов, количество которых уменьшается
с каждым годом... .Для перехода через реку Чулым проектируется железнодорожный
мост отверстием 80 сажен, в два пролета по 40 сажен. Железнодорожный мост
проектируется для одного пути". Мост через Чулым построили в 1914-1915
годах.
По предварительным
проектным данным, движение поездов предполагалось открыть в 1916-1917гг.
Строительство железной
дороги внесло некоторое оживление в жизнь села: часть бедняков получила
работу. Когда началась первая мировая война, многие рабочие были мобилизованы
на фронт, поэтому в этот период размеры строительства были сокращены. Однако
оно продолжалось, причем работали на строительстве и пленные австро-венгры.
За период с 1914 по 1917
годы постройка дороги выполнена без укладки пути за неимением рельсов, которые
были взяты на военные нужды. Лишь участок от станции Ачинск-I до станции Глядень (79 верст) был уложен
полностью.
1 января 1916 года открыто
движение на протяжении 49 верст от станции Ачинск-I до станции Ададым. В "Справке о составе пассажирских поездов по
расписанию с мая 1916 года" сообщалось:"... на открытом для правильного движения участке Ачинск-Ададым, протяжением 49 верст Ачинск - Минусинской железной дороги с 2 мая
с.г. будет
в обращении одна пара товаро- пассажирских поездов следующего нормального со-
става: товаро-пассажирские поезда № 21 и 22 1. багажный…,
2. III класса... с отделением для некурящих, З. III класса… для курящих. Все вагоны с самостоятельным отоплением,
спальных мест нет (движение только дневное). Нормальный состав поезда предполагается изменить, увеличив на один
пассажирский вагон II-III класса". Справка подписана управляющим
дорогой Б.Перловым и инженером М.Н.Кошурниковым.
В приказе управляющего
дорогой от 3 сентября 1916 года говорилось: "Г. Председатель Правления,
осмотрев вверенную мне дорогу, обратился ко мне со следующей телеграммой: "События,
переживаемые Россией, поставили эксплуатацию вашей дороги в исключительные
условия. Укладка и движение по остальным участкам задержаны и наладить
настоящее коммерческое движение оказывается невозможным. Эксплуатация открытого
участка является почти исключительно частицей постройки. Я был рад отметить,
что эту свою задачу она исполняет исправно и усердно... Прошу вас передать служащим
эксплуатации мою и Правления благодарность за службу, и постарайтесь внушить
им веру в возможность сделать в недалеком будущем большое государственное дело,
если они сразу в маленьком деле заложат хорошие традиции совместного труда и
честного отношения к долгу. Бубликов". Рад передать вам благодарность Г.
Председателя Правления и Правления... Я
верю, что все мы сумеем развить энергию, необходимую для создания большой по
размерам и крепкий по внутренней организации штат линии на началах общего
труда, взаимного уважения и внимательного отношения к нуждам подчиненных".
В январе 1917 года
открыто временное коммерческое движение на протяжении 29 верст от станции
Ададым до разъезда Глядень. От станции Вокзал станции
Ададым Глядень до Абакана (353 версты) к этому
времени были в основном закончены земляное полотно и искусственные сооружения,
а также выполнено около 60% гражданских построек.
События революции 1917
года нарушили работы на строительстве дороги. Акционерное общество
Ачинско-Минусинской железной дороги было национализировано декретом от 28 июня
1917 года. Управление общества упразднено 7 декабря 1918 года. Дорога включена
в сеть Томской железной дороги.
Во главе строительства
железной дороги становится главный комитет, избранный на съезде рабочих и мелких
служащих. Представители от рабочих были командированы за рельсами во
Владивосток и на Урал. Однако гражданская война вновь нарушила работы по
строительству магистрали.
Строительство было
продолжено лишь в 1920 году. Газета "Красноярский рабочий" от 2
ноября писала: "Как сообщает "Экономическая жизнь", на заседании
президиума Верховного Совета Народных комиссаров 13 сентября обсуждался вопрос
о пересмотре проведения железнодорожного строительства на 1920 год. На этом
совещании, между прочим, обсуждался вопрос о достройке железной дороги
Ачинск-Гля-день и решен в положительном смысле. Таким образом, следует сказать,
что строительные работы по всей злополучной дороге будут возобновлены в самом
непродолжительном времени. Достройка этой дороги имеет большое
государственное, а также и местное значение. Эта дорога свяжет с главной
железнодорожной магистралью наиболее хлебородные и богатые сырьем места
Енисейской губернии, какими являются южная часть Ачинского уезда и Минусинский
уезд, и поднимет культурный уровень этих областей".
В 1924 году была закончена укладка пути до
станции Шира. В ночь на 23 декабря 1924 года со станции Ачинск на станцию Шира
прибыл первый пассажирский поезд.
(статья взята из книги
«Житница Красноярья. Назаровский район», «Буква», 2004г, стр.36 - 38)
|