Форма входа

Калькулятор

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Среда, 24.04.2024, 22:15
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Городок  в  Причулымье
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Все статьи


Главная » Статьи » История

СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ "АЧМИНДОР"

СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ "АЧМИНДОР"

 

Долгое время транспортными магистралями, связывающими центр Енисейской губернии с южными районами, были река Енисей и Ачинско-Минусинский тракт. В зимнюю пору Ени­сей покрывался льдом, а тракт был плохо оборудован.

Ачинско-Минусинская железная дорога должна была соединить богатый Минусинский уезд с действующей Сибирской железной дорогой и дать выход на рынок продуктам сельского хозяйства и промышленности южных районов.

Впервые вопрос о необходимости строительства железной дороги Ачинск - Минусинск рассматривался 27 декабря 1906 года в Иркутске на совещании о путях сообщения в Сибири.

В резолюции совещания говорилось: "Соединение Минусинска железнодорожной линией с существующей Сибирской железной дорогой нужно признать весьма желательным, ввиду большого её значения в отношении колонизационном, торговом, как местном, так и транзитном с Монголией, и общегосударственном, но предварительно необходимо просить произвести са­мые подробные изыскания в смысле техническом и экономическом, как для осуществления самой дороги, так и для выбора её направления".

На совещании было принято решение: "Поставить проведение Минусинской дороги в чис­ло необходимых, не предрешая вперед направления ея, которое должно выясниться при деталь­ном исследовании..."

Строительство железной дороги было разделено на две части. Северная часть от станции Ачинск до станции Копьево должна пройти по местности густонаселенной, с развитым земледелием. Южная часть от станции Копьево до станции Енисей Минусин­ский - по местности с редким населением, которое занималось преимущественно ско­товодством.

Для строительства железной дороги 6 мая 1913 года было образовано частное акционер­ное общество Енисейской губернии, которое называлось "Общество Ачинско-Минусинской железной дороги". Акционерное общество выбрало правление, которое и ведало строитель­ством. Управление по постройке дороги состояло из следующих отделов: технический, хозяй­ственный, отдел службы пути.

Строительство дороги осуществлялось подрядчиками, которые заключали договоры с ак­ционерным обществом. 11 мая 1914 года газета "Отклики Сибири", издававшаяся в Красноярске, опубликовала сообщение о том, что начало работ по проведению дороги Ачинск-Мину­синск можно считать с 1 мая текущего года.

В первую очередь планировалось проведение земляных работ и строительство искусст­венных сооружений: небольших мостов, водопропусков, труб под путями и проч. В следую­щем году - строительство гражданских сооружений (станционных зданий) и паровозных депо. Мосты планировалось построить через реки Чулым, Черный и Белый Июсы. Летом 1914 года планировалось произвести подготовительные работы по сооружению мостов, а зимой - спуск кессонов.

В "Пояснительной записке к проекту моста через реку Чулым" отмечалось следующее: "Линия Ачинск-Минусинской железной дороги пересекает реку Чулым у села Ново-Назарово на 44-й версте от г. Ачинска. По справкам и опросу местных старожилов оказалось, что у села Ново-Назарово река Чулым судоходной никогда не была и служит лишь для сплава небольших плотов, количество которых уменьшается с каждым годом... .Для перехода через реку Чулым проектируется железнодорожный мост отверстием 80 сажен, в два пролета по 40 сажен. Желез­нодорожный мост проектируется для одного пути". Мост через Чулым построили в 1914-1915 годах.

По предварительным проектным данным, движение поездов предполагалось открыть в 1916-1917гг.

Строительство железной дороги внесло некоторое оживление в жизнь села: часть бедня­ков получила работу. Когда началась первая мировая война, многие рабочие были мобилизова­ны на фронт, поэтому в этот период размеры строительства были сокращены. Однако оно продолжалось, причем работали на строительстве и пленные австро-венгры.

За период с 1914 по 1917 годы постройка дороги выполнена без укладки пути за неимени­ем рельсов, которые были взяты на военные нужды. Лишь участок от станции Ачинск-I до станции Глядень (79 верст) был уложен полностью.


1 января 1916 года открыто движение на протяжении 49 верст от станции Ачинск-I до станции Ададым. В "Справке о составе пассажирских поездов по расписанию с мая 1916 года" сообщалось:"... на открытом для правильного движения участке Ачинск-Ададым, протяжением   49   верст Ачинск - Минусинской железной дороги с 2 мая с.г. будет в обращении одна пара товаро- пассажирских поездов следующего нормального со-

става: товаро-пассажирские поезда № 21 и 22 1. багажный…, 2. III  класса... с отделением для некурящих, З. III класса… для курящих. Все вагоны с самостоятельным отоплением,

спальных мест нет (движение только дневное).  Нормальный состав поезда предполагается изменить, увеличив на один пассажирский вагон II-III класса". Справ­ка подписана управляющим дорогой Б.Перловым и инженером М.Н.Кошурниковым.

В приказе управляющего дорогой от 3 сентября 1916 года говорилось: "Г. Председа­тель Правления, осмотрев вверенную мне дорогу, обратился ко мне со следующей теле­граммой: 

"События, переживаемые Россией, поставили эксплуатацию вашей дороги в исключительные условия. Укладка и движение по остальным участкам задержаны и на­ладить настоящее коммерческое движение оказывается невозможным. Эксплуатация от­крытого участка является почти исключительно частицей постройки. Я был рад отме­тить, что эту свою задачу она исполняет исправно и усердно... Прошу вас передать слу­жащим эксплуатации мою и Правления благодарность за службу, и постарайтесь вну­шить им веру в возможность сделать в недалеком будущем большое государственное дело, если они сразу в маленьком деле заложат хорошие традиции совместного труда и честно­го отношения к долгу. Бубликов". Рад передать вам благодарность Г. Председателя Прав­ления и Правления...  Я верю, что все мы сумеем развить энергию, необходимую для создания большой по размерам и крепкий по внутренней организации штат линии на на­чалах общего труда, взаимного уважения и внимательного отношения к нуждам подчи­ненных".

В январе 1917 года открыто временное коммерческое движение на протяжении 29 верст от станции Ададым до разъезда Глядень. От станции

Вокзал станции Ададым

 Глядень до Абакана (353 версты) к этому времени были в основном закончены земляное полотно и искусственные сооруже­ния, а также выполнено около 60% гражданских построек.

События революции 1917 года нарушили работы на строительстве дороги. Акционер­ное общество Ачинско-Минусинской железной дороги было национализировано декретом от 28 июня 1917 года. Управление общества упразднено 7 декабря 1918 года. Дорога вклю­чена в сеть Томской железной дороги.

Во главе строительства железной дороги становится главный комитет, избранный на съезде рабочих и мелких служащих. Представители от рабочих были командированы за рельсами во Владивосток и на Урал. Однако гражданская война вновь нарушила работы по строительству магистрали.

Строительство было продолжено лишь в 1920 году. Газета "Красноярский рабо­чий" от 2 ноября писала: "Как сообщает "Экономическая жизнь", на заседании прези­диума Верховного Совета Народных комиссаров 13 сентября обсуждался вопрос о пе­ресмотре проведения железнодорожного строительства на 1920 год. На этом совеща­нии, между прочим, обсуждался вопрос о достройке железной дороги Ачинск-Гля-день и решен в положительном смысле. Таким образом, следует сказать, что строи­тельные работы по всей злополучной дороге будут возобновлены в самом непродол­жительном времени. Достройка этой дороги имеет большое государственное, а также и местное значение. Эта дорога свяжет с главной железнодорожной магистралью наи­более хлебородные и богатые сырьем места Енисейской губернии, какими являются южная часть Ачинского уезда и Минусинский уезд, и поднимет культурный уровень этих областей".

В 1924 году была закончена укладка пути до станции Шира. В ночь на 23 декабря 1924 года со станции Ачинск на станцию Шира прибыл первый пассажирский поезд.


(статья взята из книги «Житница Красноярья. Назаровский район», «Буква», 2004г, стр.36 - 38)



Категория: История | Добавил: XopcT (10.02.2013)
Просмотров: 2754 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

МАОУ "СОШ№8" © 2024