ИЗ ИСТОРИИ
ХРАМОВ НАЗАР0ВСК0Г0 РАЙОНА
Как свидетельствуют
документы, первый храм в Назаровской волости (районе) был построен в 1745 году
силами экономических крестьян деревень Усть-Сережской и Назаровой в
Усть-Сереже. В ту пору это было большое село, т.к. являлось перевалочной базой
на рудном пути по Чулыму,
В 70-х годах XVIII века по соседству с Назаровой появились деревни
Алтацкая и Дорохова. Жители этих трех деревень решили построить каменную
церковь в Назаровой. К этому времени село Сереж стало малолюдным, т.к.
закончился рудный путь.
В Сибирскую духовную
консисторию была подана заявка на постройку церкви в 1778 году. В этом же, 1778
году, в летнюю страдную пору крестьяне деревни Назаровой насильственно
перевезли Сережскую церковь в Назарово, где она простояла еще сорок лет.
В честь победы над
войсками Наполеона и в память об убиенных русских воинах (вероятно, и
назаровцах тоже) в 1813 году было освящено место и начато строительство новой,
каменной двухэтажной церкви - рядом с первой. В 1820 году строительство нового
храма было закончено. Старую церковь разобрали, на её месте поставили памятный
большой деревянный крест.
В книге "Краткое
описание приходов Енисейской епархии" есть описание назаровского храма;
"Церковь в селе каменная, двухэтажная... Престолов в ней два: в нижней
церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы и в верхней - в честь св.
Живоначальной Троицы. Из древностей при церкви имеются: чтимое резное из дерева
распятие, деревянные кресты и два оловянных сосуда с приборами. В церковном
архиве имеется грамота епископа Тобольского Варлаама, 1780 г. При церкви
имеется обширная церковная и благочинническая библиотека, но, по отзыву
священника, в церковной библиотеке по большей части устарелые книги, а
благочинническая библиотека не возбуждает интереса по малости книг и их
несовременности...
Причт состоит из
священника, дьякона и псаломщика. Жалованья священнику 300 р., дьякону 150 р. и
псаломщику 145 р. Братских доходов поступает около 1000 руб. в год. Дома для
священника и псаломщика имеются, но очень ветхие. Дома для дьякона совсем нет,
и прихожане отказываются строить его по бедности... Всего населения
православного вероисповедания в приходе числится 3000 ч., католиков - 10,
евреев - 15. Население в приходе старожильческое...".
В Назаровский приход входила в начале XX века только деревня
Дорохово. В приходе 1125 мужчин и 1116 женщин.
Покровская церковь. Село Сереж. Построена в 1858 году
На территории
Назаровского района в его современных границах, по сведениям на 1905 год, существовало
8 церковных приходов.
В селе Алтацком
Михайло-Архангельская церковь. В приход входили деревни Еловка, Захарьинская,
Павловка. В них приписано мужчин 1369, женщин 1332.
В селе Ильинском
Пророко-Ильинская церковь была построена в 1895 году. В их приходе числилось
552 мужчины и 523 женщины.
В селе Кольцовском в
1859 году был открыт Богородице-Казанский приход. В его состав входили деревни
Антропово, Чердынь, Степное Озеро, Средняя Березовка, Шипилов-ка, Глядень. В
приходе числилось 1579 мужчин и 1468 женщин.
В селе Сережском
Покровская церковь построена в 1858 году. В приход входили деревни М.Сереж,
Ярлыково и Плотбище. Население прихода составляло 1045 мужчин и 997 женщин.
В селе Николаевском
Николаевская церковь была построена в 1814 году. В приходе состояли деревни
Жгутово, Сахапта, Усть-Березовка, В.Березовка, Светловодная (Мариновка). В
приходе 1698 мужчин и 1596 женщин.
Подсосенский
Богоявленский приход был открыт в конце XVIII века. В приход входили деревни Шадрино,
Селетково, Скоробогатово, Борсук, Тойлок, Аммана, Загайнова, Сосновка.
Населения числилось 1888 мужчин и 2020 женщин.
Ельниковский
Засимо-Савватиевский приход открыт в 1902 году и выделен из приходов
Алтатского, Назаровского и Березовского. В приходе числилось 524 мужчины и 493
женщины. Они проживали в деревнях Ново-Николаевка, Нижний Ададым и Верхний
Ададым.
Священниками Назаровской
Троицкой церкви были Дмитрий Романович Удимов (1860-1887), Михаил Любимцев
(1887-1890). В 1887 году было проведено межевание участка, занимаемого церковью,
по распоряжению Енисейской Казенной Палаты. Под строением и пристройками - 144
сажени, под двором -102 сажени, огород занимал 268 сажен, а всего одной только
удобной земли было 514 квадратных сажен.
Затем несколько лет
(1890-1897) был Николай Прокопьевич Нешумов. С 1902 в течение 20 лет
священником Назаровской Троицкой церкви являлся Матвей Тыжнов.
В 1900 году, по
воспоминаниям старожилов, в наших местах произошло землетрясение. В результате
неравномерной осадки фундамента на южной и западной стенах появились трещины.
Но силами прихожан храм неоднократно ремонтировался.
Простоял храм 100 лет.
Но настали иные времена: революция, гражданская война, и в судьбе храма тоже
произошли изменения. 20 января 1918 года был издан декрет "Об отделении
церкви от государства и школы от церкви", выполнение которого повлекло за
собой полное уничтожение церкви. В пунктах 12 и 13 этого декрета говорилось:
"Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть
собственностью, прав юридического лица они не имеют". "Все имущество
существующих в России церковных и религиозных обществ объявляется народным
достоянием".
Особенно яростной и нетерпимой была
антирелигиозная пропаганда. Большая часть населения, особенно старшее
поколение, оставались верующими. Борьба с религией представляла своеобразную
"битву за умы". Хотя коммунисты частично преуспели в своей агитации
среди молодежи, сломить массовое сопротивление церкви им не удалось. Воинствующее,
зачастую безграмотное безбожие, насаждаемое административными мерами, не имело
особых шансов на успех.
Антирелигиозная
пропаганда велась разными методами. Высмеивались вера и обычаи, показывалось
превосходство науки и разума, компрометировались священнослужители.
Газета "Крестьянин
и рабочий" от 3 мая 1920 года (печатный орган уездных РКП(б) и ревкома)
писала: «Советская власть признает дело веры частным каждого лица, но местным
властям надлежит обратить внимание, чтобы священнослужители не эксплуатировали
нашу темную деревню, создавая из своего положения доходную и сытую должность
за счет нуждающихся".
По окончании гражданской
войны власти предприняли новые меры борьбы против церкви. Священнослужители
были объявлены классовыми врагами и стали жертвами репрессий, поскольку во
время гражданской войны они часто оказывали поддержку контрреволюционерам.
Как видно из донесения
начальника Ачинской уездной милиции управляющему Енисейской губернии от 8
октября 1919 года, в Ачинском уезде были расстреляны большевиками три
священника: в селе Алтатском - Поливанов, в Петровском - Каргаполов, в
Новоселовском - Фокин.
В условиях крайне
враждебного отношения к религии и гонения на церковь со стороны властей
начались проверки социального происхождения и идейно-политической лояльности
служителей культа. Негативным результатом этих акций стало широко применяемое
наказание в виде лишения избирательных прав. Во время выборов в Назаровский
сельсовет, назначенных на 28 октября 1921 года, назаровский священник Матвей
Тыжнов был лишен избирательных прав как политически неблагонадежный. В 1928
году по Назаровскому району такой мере наказания подверглись 18
священнослужителей, в 1929 - 9, в 1930 - 20. Некоторые из них были осуждены
судом и отправлены в лагеря или на поселение.
Была проведена опись
церковного имущества, арестованы счета всех церквей нашего района. Сами храмы
переданы на содержание верующим по договорам. Практически все храмы остались
без средств к существованию.
По распоряжению ВЦИК от
23 февраля 1920 года в Ачинском уезде создана комиссия по изъятию церковных
ценностей. Но из-за сопротивления церковных общин к самой работе приступили
только в 1922 году и в течение июня-декабря провели реквизицию ценностей во
всех церквях Ачинского уезда, в том числе и церквях Назаровского района.
Одним из членов
ликвидационной комиссии был А.З.Беляков, ставший впоследствии председателем
Назаровского исполкома. Изъятие проводилось не один раз.
К концу 1922 года положение церквей нашего
района было тяжелейшим. Они еще существовали, но с реквизированными кассами,
изъятыми ценностями, без многих своих икон и каких-либо юридических прав.
Не имея договоров,
община верующих, естественно, не могла проводить текущий и капитальный ремонт
церкви и платить ежегодный налог со строений в соответствии с договорами. И тем
не менее, как видно из ведомостей о Свято-Троицкой церкви, составленных одним
из последних священников Владимиром Петровичем Соколовым, до 1925 года такой
ремонт ежегодно проводился и планировался в дальнейшем.
Поначалу Назаровский
райисполком донимал руководство общиной ежегодными осмотрами церкви на предмет
её закрытия в связи с аварийным состоянием в результате осадки фундамента. И
хотя состояние не было аварийным, в 1929 году второй этаж церкви закрыли. В
феврале 1931 года райисполком пришел к заключению, что община не выполняет
договорные обязательства, не занимается ремонтом, не платит налог со строений,
и поэтому договор от 17 мая 1930 года № 798, заключенный Назаровской общиной с административным
отделом, считать расторгнутым. Здание передать райсовнарпросу под
культурно-просветительное учреждение. По такой единой схеме были закрыты все
церкви нашего района.
Некоторое время в
помещении церкви показывали кинофильмы, а в середине 30-х годов ее разобрали, а
кирпич, по рассказам старожилов, пошел на строительство больницы, которую
назвали "красной" (вероятно, по цвету кирпича).
До 1988 года верующие
собирались на частных квартирах и в домах.
17 декабря 1988 года было
получено разрешение на строительство церкви, настоятелем был назначен протоирей
Петр Коник.
25 ноября 1990 года
закончено строительство каменного храма, и епископ Красноярский и Енисейский
Антоний освятил храм, в честь праздника Покрова Божией Матери.
(статья взята из книги
«Житница Красноярья. Назаровский район», «Буква», 2004г, стр.39 - 42)
|