Форма входа

Калькулятор

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Воскресенье, 20.01.2019, 20:14
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Городок  в  Причулымье
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Все статьи


Главная » Статьи » История

ВЕХИ И ИМЕНА В ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ (Часть 2)

В 70-х годах идет дальнейшее развитие системы дошкольного образования. В 1973 году в 12 дошкольных учреждениях было 607 детей. Из 31 воспитателя имели соответствующее обра­зование 30 человек. Лучшими детскими садами признаны:

• Краснополянский     заведующая Пархоменко Е. Ф.

■ Павловский             заведующая Вивчаренко В. А.

■ Степновский          заведующая Иванова З.И.

■ Преображенский     - заведующая Веселкова Г.В.

 

Постоянно совершенствовали свое мастерство, используя до­стижения советской педагогики и передовой практики, Машковская, Л.П., Кайгородова, Н.Я., Маханько Л.А. и др.

Лучшие заведующие и воспитатели дошкольных учреждений согласно приказу №2 районного отдела образования от 12 января 1974 года утверждены общественными инспекторами и методис­тами. Среди них: воспитатели Александрович Л .Н. - из Краснополянского д/сада, Завороткина Л.В. -из Степновского д/сада, Фиряго Л.Я. - из Преображенского д/сада, Кожемякина Л .П. - заведую­щая Гляденским д/садом. Их деятельность направлена на тщатель­ную проверку работы дошкольных учреждений, на своевременное оказание им методической помощи.

 

Годы

1968

1969

1970

1971

1972

1973

1974

1975

1976

Общее

число

учащихся

9104

8922

8463

8121

7832

7274

6863

6325

5828

Получили

аттестаты

244

280

270

288

306

320

276

361

369

 

В 60-70-е годы наблюдается четкая ориентация у молодежи нашего района на получение среднего образования. На фоне уменьшения контингента учащихся в школах число учащихся, получивших аттестаты, увеличивается.

Общий охват средним образованием в 1975 году составлял 96%. Решающую роль в этом сыграло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 463 от 20 июня 1972 года "О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию".

Успеваемость в районе становится стабильной, сократи­лось число второгодников с 118 (1970-1971 учебный год) до 46 человек 

 

 

 

 

(1974-1975 учебный год). С высокой успеваемостью ра­ботают Крутоярская, Преображенская, Краснополянская, Под­сосенская школы. С полной успеваемостью закончили 10 (из 20-ти) восьмилетних школ и 35 начальных (из 42-х), 300 (из 488-и) учителей работают без второгодников, качество обучения со­ставляет 31%.

В эти годы наблюдается рост ассигнований на нужды на­родного образования с 1 503 123 руб. в 1973 году до 1 644 216 руб. в 1978 году.

Вместе с тем идет интенсивное закрытие школ: в период с 1973 по 1978 год закрыто 14 школ (7 начальных и 7 восьмилетних).

После состоявшегося XXVI съезда Коммунистической партии Советского Союза в 1981 году каждый учитель, каждый педагогический коллектив на­шего района трудился над выпол­нением его решений в области на­родного образования. Главная за­дача учителя - повысить качество обучения, трудового и нравствен­ного воспитания учащихся. Это означает прежде всего внедрение опыта передовых педагогических коллективов, учителей-новато­ров, умело применяющих комп­лексный подход к воспитанию. В районе известны адреса передо­вого педагогического опыта. В Крутоярской, Преображенской и других школах сложилась система трудового обучения и профориен­тации. Успешно решали задачу подготовки школьников к жизни, к труду учителя: Б.К.Черняткин, М.П.Мещеряков, A.M. Свердлик, М.И.Жиглова, Г.П.Ерофеева, З.Г.Передня и мно­гие другие.

Большую работу провел педагогический коллектив Гляденской средней школы (директор А. Г.Ни­кифоров), многие педагоги из этого коллектива творчески совершенствовали кабинетную систему занятий: Л.И. Лапицкая, С.С.Иванова, Л.И.Никифорова, В.В.Ампилогов, М.П.Супрунов, С А Демидова, С. А. Лобынева. В социалистическом соревновании этот коллектив в 1981 году занял 1 место.

 

Своим гражданским патриотическим долгом счи­тали учителя Краснополянской СОШ (директор отлич­ник народного просвещения Г. Г. Попович) донести до глубокого понимания учащихся материалы XXVI съез­да КПСС. Ярко, проникновенно звучало слово партии на уроках учителей этой школы: Е.Ф. Горниковой, Н.И.Угловой, А.Е.Углова, Р.С.Красноперовой, Н.С.Чекряковой, В.К.Козловой, В.А.Юдиной, Н.Г.Стариковой.

Коллектив Павловской СОШ (директор И. А. Лобов, отличник народного просвещения, ветеран ВОВ) до­бивается полной успеваемости учащихся. Все дети школьного возраста охвачены обучением, отсев не до­пускался. Совершенствуется педагогическое мастерство у учителей М.П. Мушенко, А.А. Колмаковой, Е.Г.Нифон­товой, К.А.Протасовой, М.Н.Масловской, А.В.Лебеде­вой, Е.К Богомоловой.

Существенный вклад в осуществление перехода ко всеобщему среднему образованию вносила заочная шко­ла. В 1980-81 учебном году в школе учились 600 чело­век. Численность учащихся по сравнению с 1977-78 учебном годом увеличилась на 239 человек. За два года работы заочной школы получили восьмилетнее образование 122 человека и 294 - среднее. Зна­чительно улучшилась работа заочной школы и создание условий получения рабочей молоде­жью среднего образования без отрыва от производства.

В районе было организовано социалистическое соревнование. Итоги подводились по ре­зультатам выполнения планов по всевобучу и социалистических обязательств.

 

 

В 1982 году по итогам соцсоревнования первое место занял коллектив Краснополянской СОШ (директор Г.Г.Попович), 2 место - Подсосенская СОШ (директор Л.В.Жукова), третье место - Гляденская СОШ (ди­ректор С.А.Демидова) и Преображенская СОШ (директор И.И.Акенчиц), среди восьмилетних на 1-м месте Сережская школа (Л. Я. Вафина).

В школах района работает целый отряд прекрасных пе­дагогов. Это отличники народного просвещения С. В. До­рофеева, Г.Н.Богомаз, учителя В.П.Лобанов, А.П.Пискунов, Р.С.Бакланова, В.Я.Семенова, В.Г.Скоробогатова, О.М.Игошина, Дудкина В.Е.

Победителями районного социалистического соревно­вания в 1983 году признаны коллективы Краснополянской, Преображенской, Подсосенской и Сахаптинской средних школ. Среди восьмилетних впереди коллективы Медведской, Алтатской и Сережской школ.

Весомый вклад в дело образования юных сельчан вно­сили учителя школ района: Р.И. Липнягова, Н.И.Малахова,Т. П. Акентьева, В.С.Румянцева, Г. И.Дерр, В. Г. Недик, М. П. Мамаева.

В эти годы в шко­лах проводилась инте­ресная внешкольная и внеклассная воспитательная рабо­та. 20 пионерских дружин и 139 пионерских отрядов вов­лечены в общественно-полезные интересные дела: про­водились операции "Миллион - Родине", "Зеленая апте­ка", "Зеленый патруль", ребята участвовали в тимуровс­кой работе. Лучшие п/вожатые того времени: А.Казимирская (Крутоярская СОШ), Л.И.Кольцова (Краснополянская), Л.В.Лимачко (Преображенская СОШ), дважды на­гражденная грамотами ЦК ВЛКСМ, делегат 24 и 25 крае­вых комсомольских конференций Шадрина B.C., Глазуно­ва Л.Ф.

Под руководством К.П. Корчугановой в Преоб­раженской СОШ работал Ленинский музей, где со­браны интересные экспонаты: письмо Преображенс­ким школьникам от личного шофера В.И.Ленина В.Гиля, копии первых номеров газет "Искра" и "Правда", пластинки с речами Ильича и т.д.

В 1972 году пионерские дружины нашего района отмети­ла 50-летие Всесоюзной пио­нерской организации им.В.И. Ле­нина. Велась большая работа по всем направлениям Марша "Все­гда готов!". Интересно поставле­на работа клуба интернацио­нальной дружбы в Крутоярской СОШ. Ребята вели переписку со школьниками ГДР и Югославии. Дружба учащихся Подсосенской СОШ с учащимися из казахских школ длилась несколько лет. Поездки в эту республику, встречи с друзьями навсегда остались в памяти пионеров тех лет.

Учащиеся Дороховской восьмилетней школы собрали и оформили материал о зем­ляке воине-поэте Леониде Осетрове.

В1977 году праздновал свое 10-летие краеведческий музей Антроповской восьмилетней школы. Этот музей был одним из лучших в крае.

Среди кружков техническо­го творчества лучшими были кружки Павловской СОШ (руко­водитель Токарев), Преображен­ской (Громыко В.Я.), Крутоярской (Черняткин Б.К.). Среди кружков "Умелые руки" лучшим был при­знан кружок Краснополянской СОШ (руководитель Углов А.Е.).

 

В апреле 1984 года на плену­ме ЦК КПСС принят документ "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы". В мае этого года во всех педагогических коллективах прошли открытые партийные и профсоюзные собрания, педсоветы, на которых намечены первые шаги по осуществлению реформы.

Зинаида Ивановна Мельникова, инспектор РОНО, выступая на августовской педагоги­ческой конференции подчеркнула: «Мне лично по душе те строки основных направлений ре­формы, где говорится, что труд взят в основу всего воспитания школьников. Но трудиться в полную меру сил должны и мы, наставники подрастающего поколения. Поэтому каждому из нас, в том числе и ветеранам школы, нужно определить собственное место в этом большом и важном деле».

 

 

Передовые коллективы школ района - Преображенской, Крутоярской. Краснополянской, Павловской, Дороховской - становятся очагами передовой педагогической мысли и практики. Предметные кабинеты являются лабораториями для самостоятельных занятий школьников. Ка­бинет ручного труда для начальных классов в Гляденской средней школе (ст. учитель Цымбалова Вера Платоновна) является лучшим в районе.

Отдел народного образования проводит большую работу по рас­пространению опы­та лучших учителей, по совершенствова­нию наставниче­ства, более широко­му привлечению к этой работе старших учителей, учителей и методистов, отличников народного образо­вания.

 

 

В Крутоярской школе трудился замеча­тельный педагог Борис Константинович Черняткин, учитель технического труда, от­личник народного просвещения. Он посто­янно помнил, что школьники не всегда в состоянии самостоятельно увидеть высокий смысл в тех или иных видах деятельности, поэтому одной из основных задач на своих уроках считал необходимость помочь учащимся осознать общественную ценность любого вида труда. Под его руководством в школе была создана мас­терская - прекрасно оборудованная маленькая фабрика, где имелись все условия для обучения школьников труду на высоком техническом уровне. В мастерской полностью автоматизирована прямая и обратная связь учителя с учащимися. Особое место уделено организации рабочего места учителя и ученика. Учитель со своего рабочего места мог подать напряжение и отклю­чить любой или все станки сразу, подать общий сигнал внимания.

С удовольствием посещали подростки из Краснополянской средней школы свой столяр­ный цех. Уроки труда ведет здесь Эллер Александр Федорович. До восьми видов изделий выпуска­ли своими силами школьники в цехе. В 1986 году в свободное от уроков время ребята вместе со сво­ими учителями А.Ф.Эллер и Ю.П.Красноперовым построили в совхозе тир. Свой трудовой подарок они сделали к Дню рождения комсомола.

Многие учителя и педагогические коллекти­вы работали под девизом "Высокая культура пе­дагогического труда - залог успешной реализации реформы". "От творчески работающего учителя - к творчески работающему коллективу". Все чаще встретишься в школе не просто с уроком, а уро­ком-лекцией, практикумом, семинаром.

 

Большие задачи поставлены перед школой, и одной из них является воспитание у учащихся уважения к общественно-полезному, производ­ственному труду и потребности в нем. Большую помощь в этом вопросе оказали базовые предпри­ятия. Руководство базовых предприятий выдели­ло рабочие места для школьников на своих пред­приятиях. В 1984 году было выделено 18 рабо­чих мест; в 1985 - 36, в 1986 - 60.

Совхоз "Владимировский" (в 1986 г.) выде­лил для своих подшефных 8 рабочих мест.

Добрыми наставниками ребят были Н.Ф. Юрьева, В.Г. Лобынев, В.И.Селиванов.

 Круглогодично трудились на совхозном свинокомплексе старшеклассники Степновской школы, добиваясь хороших результатов. Школьники Крутоярскои средней школы, трудовые уроки которых проходили на свинокомплексе, так же показывали образцы трудолюбия. Напри­мер, в 1985 году они добились больших привесов молодняка, чем животноводы совхоза. От­личных результатов добился учащийся этой школы Юрий Матыркин, работая на тракторе.

Хороших результатов по выращиванию молодняка телят добились учащиеся Павловской школы. В этой школе был хороший кабинет животноводства, оформленный с помощью совхоз­ных специалистов.

 

Большую помощь в воспитательной работе школам оказывали педагогические отряды, со­зданные из числа тех, кто работал на производстве. В Дороховской школе в педотряде работали агроном Надежда Иосифовна Громова, рабочая совхоза Людмила Васильевна Белоусова, телятница Мария Харасовна Гатаулина и др.

Комсомольцы-производствен­ники, работающие в Степновской школе по несколько лет, зарекомен­довали себя с самой лучшей сторо­ны. Например, электрик Борис Сур­гутский не один год руководил эст­радным оркестром, в котором с удо­вольствием занимались школьники.

Педагогический отряд, создан­ный при Преображенской средней школе, был самый лучший в райо­не (в этом отряде работали Л.В. Литваков - водитель, Л.В.Па­рамонов - ветврач птицефабрики, В.М.Симченко - электрик и др.).

В 1984 году в районе работали 9 ученических производственных бригад общей численно­стью 780 человек. Ученическими производственными бригадами произведено продукции на сумму более 204 тыс.руб. И вновь, как в прошлые годы, наибольших успехов добилась бригада Преображенской средней школы. Ребятами произведено продукции на сумму 55 тыс. руб. Если взять всю работу этой бригады за 13 лет, то сумма, на которую брига­да выполнила работы, будет со­ставлять более 500 тыс.руб.

В 1986 году работали 9 произ­водственных бригад и 3 лагеря тру­да и отдыха. Произведено продук­ции на 399 880 руб.

В 1985 году в Назаровском со­вхозе для учащихся Степновской СОШ организована малая сельско­хозяйственная академия, оборудована база летнего труда и отдыха школьного лесничества, оформлен зал трудовой славы.

 

В целях воспитания у учащих­ся потребности к труду в районе была практика создания классов-бригад. Так, например, девочки 7 класса Степновской средней школы (классный руководитель И.Л.Беспа­лова) постоянно сотрудничали с совхозной больницей, оказывая по­сильную помощь ее персоналу. Уча­щиеся 6 класса (классный руково­дитель В.Я.Семенова) шефствовали над малышами из детского сада.

В Преображенской средней школе очень хорошо поставлена связь с трудовыми коллектива­ми совхоза и птицефабрики. На общих собраниях ребята совместно с шефами принимали обяза­тельства друг перед другом. Постоянную заботу о шефских связях проявлял директор совхоза, отличник народного образования Николай Григорьевич Грязнов. Он посоветовал ввести в школе автодело и оказал большую помощь в оснащении кабинета. В 1981 году в школе состоялся пер­вый выпуск шоферов.

 

Деятельность педагогов Нови­ковой Л.В., Доманцевич М.К., Бого­маз Г.Н., Дорофеевой СВ., Ивановой С.С, Козловой В.К., Стариковой В.Г., Цымбаловой В.П., Угловой Н.И., Шопот З.Г., Титовой В.Ф, Бор­зых П.Н., Пальчун А.А., Дудиной В.Е., Корчугановой К.П., Марищук А.И., Касаткиной Н.И., Ерофеевой Г.П. и многих других носила ярко выраженную социальную направленность и вошла в исто­рию как весомый вклад в развитие образования района.

 

Учителя проводили большую общественную работу. Общественная активность учителя оказывала огромное влияние на поступки его воспитанников, создавала авторитет не только ему - педагогу, но и школе.

В районе немало педагогов, которые не только умело выполняли свой профессиональный долг, но и жили делами села. Среди них пропагандисты Глазунова Л.Ф. - учитель Преображенской школы, Ка­закевич Г.И. - директор Крутоярской СШ, Демидова С. А. - учитель Гляденской СШ, делегат 25-й районной партийной конференции, Булич Л.П. - председатель первичной организа­ции "Знание", Юрская А.Е. - предсе­датель женсовета с. Верхний Ададым, члены женсовета: Авдонина В.И., Лебедева Е А., Бондарева Н Л.

Почти 30 лет работал пропаган­дистом и лектором-международни­ком И.И. Акенчиц. Его неоднократно избирали депутатом сельского и рай­онного Советов, 17 лет был заместителем секретаря парткома в совхозе "Владимировский".

И. А Лобов, директор Павловской СШ, первым из пропагандистов района удостоен памят­ной медали ЦК КПСС "За многолетнюю плодотворную работу по пропаганде марксизма-ле­нинизма и политики КПСС" в 1982 году.

За время существования районной системы образования ее заведующими были:

Живоглядов Иван Степанович, Постигова, ДорощукЮрьев Сергей Яковлевич, Горбачева Наталья Николаевна, БуцыхЯков Федорович, Шилько Элеонора Владимировна, Фуфачев Семен Трофимович, Галенко Петр Гаврилович, Полежаев Никита Дмитриевич.

Документы о реформе общеоб­разовательной школы ориентировать

ли педагогические коллективы на дальнейшее улучшение учебно-воспитательной работы, и та­кие руководители общеобразовательных учреждений как Кардополов М.П., Будакова В.Ф., Акенчиц И.И., Казакевич Г.И., Юдина В.А., Емельянова Л. Д., Юрская А.Е., Атаманюк М.А., Вафина Л.Я., Авдонина В.И. и др., глубоко и всесторонне конкретизировали практическое решение за­дач, поставленных апрельским пленумом ЦК КПСС. Они не только руководители школ, учите­ля учителей и главные воспитатели, но, образно говоря, являлись дири­жерами того удивительного оркест­ра, где тончайшие инструменты - че­ловеческие души. Они умели слу­шать и слышать каждого «музыкан­та» - учителя, классного руководи­теля, воспитателя.

Успешную реализацию задач по руководству обра­зованием в районе осуще­ствляли отличники народ­ного просвещения: Хомченко Ефросинья Агафо­новна, Парамонов Михаил Васильевич, Попович Га­лина Григорьевна.

В настоящее время (с 1987 года) зав.района, а затем начальником управления об­разования работает Казаке­вич Галина Ивановна, заслу­женный учитель Российской Федерации. Сегодня мы мо­жем с уверенностью сказать, что образование находится в надежных руках.

Зав.районным педагогическим кабинетом работала Горбачева Наталья Николаевна. Позже он стал называться методическим. Большую организаторскую работу по распространению пе­редового педагогического опыта проводили заведующие методкабинетом Покидько Зоя Вален­тиновна (работала 12 лет), Ерофеева Галина Павловна, заслуженный учитель школ РСФСР. Они делали все, чтобы все лучшее, что рождалось в практике работы школ, становилось досто­янием учительства всего района.

Сегодня работу методического кабинета возглавляет вот уже в течение 16 лет Рассудова Тамара Георгиевна, почетный работник общего образования. Как заботливый садовник гото­вит почву под розы, так и она постоянно готовит почву для заимствования передового опыта, созданного лучшими мастерами педагогического труда.

В нашем районе немало учителей, которые не только влюблены в свое дело, но и привили любовь к педагогической профессии своим детям.

Всего себя без остатка отдали школе заслуженный учитель школы РСФСР Акенчиц И.И и его жена Коргучанова К. П., отличник народного просвещения. Их дело продолжили дети и внуки Громыко СИ., Громыко П.П. (почетные работники образования Российской Федерации), Громыко НА. - работают в Преображенской СОШ. Громыко Е.П. работает преподавателем в архитектурно-строительной академии.

Трудную и, пожалуй, самую интересную дорогу российского образования выбрали дочери Будаковой В.Ф., заслуженного учителя Российской Федерации. Татьяна работает в школе № 143 г. Красноярска. Она учитель высшей категории, руководитель методического объединения учите­лей химии. Ольга осталась в родной Сахаптинской СОШ, работает учителем начальных классов.

Этой же школе почти 40 лет отдали Киселевы Виктор Петрович и Тамара Анатольевна, а сегодня здесь трудится их дочь Светлана после окончания Ачинского педагогического колледжа.

Педагогическую судьбу своих матерей Богомаз Г.Н. и Мамаевой М.П., отличников народного просвещения, бывших учителей Сахаптинской СОШ повторяют их дочери Марина и Лариса.

40 лет в районнойсистемеобразованиятрудиласьБуличЕ.И. Сегодня ее дети Булич В.А. и Булич Л. П. работают в Дороховской средней школе. В эту же школу вернулась после окончания Лесосибирского педагогического института их дочь Елена. Здесь же трудится старшая дочь Саморуковой В.Ф. Светлана, младшая дочь Татьяна окончила филологический факультет Лесосибирского педагогического института

Много лет трудились в районной системе образования Гудимовы Петр Петрович и Мария Алек­сеевна. Сегодня на ниве просвещения тру­дятся их дочери Абрамова Т.П. и Куроченко Т.П. Дочь Абрамовой Т. П. - Елена после окончания Красноярского государственного педагогического университета работает в этом же вузе.

Работали в системе образования и Ку­роченко В.Е., и Абрамов В.В. Педагогичес­кий стаж этой семейной династии 150 лет.

У учителей Гляденской средней школы Ивановой С.С., Лобыневой С.А., Белошап-

киной О.П., Бригада М.Ф., Цымбаловой В.П. педагогическую дорогу выбрали их дети: ХрамоваЕВ., КрасненкоО.М., БелошапкинаНВ., Матвиенко Е.В., Грошевая И.Л.

В этой же школе много лет проработала Чердакова М.В. Сегодня для ее дочери Т.А.Романовой и невестки Е. А.Чердаковой дорога в школу стала светлой судьбой.

Есть педагогические династии и в Краснополянске в семьях Боргардт О.И., Потехиной Г.В., Брянцевой Л.В., Юдиной Н.И., Красноперовой Е.Ю.

Школьные науки существуют давно, но учителю дано каж­дый раз открывать науку перед каждым классом, перед каж­дым сидящим за партой учеником.

Да не покинет педагогов Назаровского района чувство личной ответственности за географию и биологию, матема­тику и русский, историю и литературу.

Пусть юбилей нашего района, как освежающий ветер, со­единит всех педагогов во имя нашего будущего.

 

Уважаемые коллеги!                          

Желаю вам, чтобы сотрудничество с детьми помогало вам оставаться молодыми, преодо­левать многие преграды на непростом пути обучения, воспитания и развития учащихся, созда­вая жизнеутверждающую атмосферу в школе, ее творческий заряд, ее радости. И чтобы ваши ученики своими "трудными" вопросами поддерживали в вас желание непрестанно пополнять свои знания, совершенствовать профессиональное мастерство.

Новых вам педагогических вершин!

В. Л. НЕСТЕРЕНКО,

ведущий  специалист   отдела   образования в   1976-2001   годах

 

(Житница Красноярья. Назаровский район. 80 лет., Издательство «Буква», Красноярск 2004г., стр. 118 – 137) 

Категория: История | Добавил: XopcT (29.10.2014)
Просмотров: 728 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

МАОУ "СОШ№8" © 2019