Форма входа

Калькулятор

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Пятница, 19.04.2024, 13:37
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Городок  в  Причулымье
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Все статьи


Главная » Статьи » История

ВЕХИ И ИМЕНА В ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ (Часть 1)

16 октября 1918 года ВЦИК принял Положение "Об единой трудовой школе РСФСР" (в создании новой трудовой школы самое большое участие принимала Н.К.Крупская). Началась школьная реформа. В Сибири к выполнению директивы о единой трудовой школе приступили лишь в 1920 году, т.е. после разгрома Колчака. Создавалась новая школа. Октябрь заглянул в самые отдаленные уголки Сибирской земли, пробудил все слои населения от непроглядной тьмы. Деревня свободно вздохнула, и потянулся народ к культуре. В селах, деревнях стали со­здаваться школы: инициативные группы деревни подыскивали жилые дома для школ, изыски­вали средства путем добровольного общества "Друг детей" и пожертвований.

В нашем Назаровском районе открывались новые сельские школы: Степноозерская, Чердынская, Березовская, Холминская и др., а учителей не хватало.

В 1920 году Ачинский отдел образования создал первые краткосрочные педагогические курсы на базе бывшего педагогического училища и гимназии, выпустил несколько десятков учи­телей для начальных школ.

В числе первых учителей, окончивших краткосрочные педагогические курсы, были: Е.Тяпкина (с. Кольцово), А.Митюрина (ст. Ададым), Е.Белошапкина (с. Березовка), Е.Казионова (д.Холмы), Е.Тихонова (с.Ильинка), Г.Михайлова (с.Сахапта), М.Балканова (с.Дорохово) и др.

В первые годы Советской власти школы района бедны. Нет тетрадей, ученики пишут на газетах. Чернила заменяет сажа, нет мела. Пишут на доске углем, известью или обломками гип­са. Учебников не хватает (на 5-7 учеников 1 экземпляр), да и материальное положение школы, учителя было нелегким.

В 1921 году постановлением Совнаркома РСФСР введено натуральное самообложение в деревнях. На местные органы легла основная забота о школе. Учителям района выдают по 1 пуду хлеба в месяц (мукой или зерном), сельский совет обеспечивает школу топливом. В Степноозерской школе, например, топливом служила солома, иногда и местный уголь.

Учительство - единственный отряд культурной силы на селе. Учителям выпала почетная доля - участвовать в культурной революции, поднимать страну на высшую ступень в строи­тельстве социализма. Они ведут большую общественную работу, начиная от читки газет и до объединения в колхозы.

В1924 году с. Назарово стало районным центром, население увеличивалось, появилась необ­ходимость открывать школу для обучения детей больше по размеру предыдущей. Школу, которую начали строить в 1920 году, открыли в 1924 году. Она считалась школой первой ступени, т.е. началь­ной. В школе не было освещения, школьных принадлежностей, мыла. Школьники не знали пяти­балльной системы. Первой ее заведующей стала Прасковья Петровна Никонова. Она родилась в с. Алтат, там вступила в комсомол, была председателем культпросветкомитета. Прасковья Петровна вела большую общественную работу: ей приходилось от женотдела быть общественным защитни­ком Нарсуда, ликвидатором неграмотности школы допризывников, работать в месткоме работников просвещения, в Совете - членом ревкомиссии, в комсомоле, в нардоме участвовать в спектаклях и посещать Совпартшколу I ступени, которая была в Назарово при РК ВКП (б).

Идеологическое воспитание учительства было тесно связано с повышением его педаго­гического мастерства. В 1924 году на губкурсах в Красноярске некоторые назаровские учителя подали заявления в партию. Первыми учителями-коммунистами в районе были Е.Ф. Белошапкина, А.С. Лернер, П.П. Никонова,

В этом же году (1924-м) вновь выстроенная школа стала опорной.

К учителям со стороны Назаровского РК ВКП (б) было особое отношение. В то время секретарем был СВ. Михайлов, а председателем исполкома Т. Г. Толстоногов, они старались сделать для школ, для учителей все возможное для улучшения их работы. Они выступали на учительских конференциях с докладами, встречались с учителями в школах, в нардоме, на выез­дных и районных пленумах.

В 1925 году в опорной Назаровской школе работали 4 учительницы: М. Ладынина, А. Михайлова, А. Демидова и П. Никонова.

Марина Алексеевна Ладынина и Прасковья Петровна Никонова часто вели разговоры о будущем. Им хотелось посмотреть страну, стать квалифицированными специалистами. По ко­мандировкам РК ВКП (б) они были направлены на учебу в Москву. Специальности они избра­ли по душе: М.Ладынина-театральный институт, а П. Никонова выбрала педагогику. Впослед­ствии она училась в Академии им. Крупской, работала в Наркомпросе по подготовке педагоги­ческих кадров средних учебных заведений.

Работая инструктором Наркомпроса, под руководством Н.К.Крупской, П.Никонова посе­тила много краев и областей России. Была консультантом по русскому языку в Китайской на­родной Республике. Несколько лет спустя подарила музею города Назарово богатый альбом о Китае.

М.Ладынина после окончания театрального института работала в МХАТе, снималась в кино, она народная артистка СССР, лауреат шести Сталинских премий, снялась в фильмах: "Сви­нарка и пастух", "Трактористы", "В шесть часов вечера после войны", "Богатая невеста" и др. Уйдя из кинематографа в 1954 году, она проколесила свою Родину и 7 стран мира с концертами, собирая аншлаги и получая массу благодарностей.

"Жить надо с восторгом" - девиз жизни М. Ладыниной, она очень любила свою малую родину и с гордостью говорила: "Я родилась в небольшой сибирской деревне Назарово, близ города Ачинска, Красноярского края".

Много раз П.Никонова хлопотала в Министерстве культуры об открытии в с. Назарово (80-е годы) государственного музея, отправляла посылки с экспонатами. В последнем письме в музей Прасковья Петровна написала: "Наша жизнь с Мариной долгая, трудная, а, в общем, это богатая судьба с хорошим и плохим миром".

Живя в Москве, П.Никонова и М.Ладынина часто встречались и всегда вспоминали свои первые шаги по созданию новой школы на Назаровской земле.

Школа с. Назарово в 1924 году давала начальное образование. После отъезда П.П. Нико-новой в Москву заведующей школой стала Александра Александровна Окунева, а с 1932 года Елена Михайловна Захарова. Школа стала образцовой. Е.М.Захарова за свои трудовые успехи в деле воспитания и обучения детей, за умелое руководство педагогическим коллективом на при­еме у Н.К.Крупской награждена орденом Трудового Красного Знамени, который в торжествен­ной обстановке вручил ей М.И.Калинин. Это первый учитель - орденоносец в с. Назарово. Е.М. Захарова проработала в этой школе до 1945 года, а в последующие годы (до 1948) - во вновь построенной первой в с. Назарово среднеобразовательной школе. После тяжелой болез­ни Е.М.Захарова умерла и похоронена на кладбище неподалеку от средней школы №6.

В с. Назарово в последующие годы заведующими начальной опорной школы были Кон­стантин Федорович Бережнов, Семен Трофимович Фуфачев, а последующие 13 лет зав. началь­ной школой работал Александр Николаевич Рульков.

В 1925 году состоялся первый Всесоюзный съезд учителей, на котором выступала Н. К. Крупская. Она говорила о необходимости создания новых учебных программ, о необходимости дать образование крестьянской молодежи. На базе неполной средней школы в с.Назарово в 1924-1925 учебном году (в ноябре) открыта ШКМ (школа крестьянской молодежи), заведую­щим которой был К. Л.Демидов (обучались 60 учащихся).

В 1926-1927 учебном году в школе крестьянской молодежи работали 4 учителя, обучались 129 учеников (11 батраков, 39 бедняков, 63 середняка, 9 служащих, 6 рабочих, 1 зажиточный).

По партийности учащиеся распределялись следующим образом:

ВЛКСМ - 31 человек; пионеров - 29 человек.

Беспартийных - 69 человек.

По национальности:

русских -121 человек; поляков - 2 человека; татар -1 человек; евреев -1 человек; чува­шей - 4 человека.

По состоянию на 1 апреля 1927 года из 129 учащихся остались 111. При школе крестьянс­кой молодежи имелось свое хозяйство (2 сенокосилки, сеялки, 4 старых плуга, жнейка, 4 боро­ны).

В 1926-1927 учебном году ШКМ перешла на окружной бюджет.

В 1929 году ШКМ переименовали, она стала называться школой колхозной молодежи. ШКМ готовила учащихся для поступления в Ачинский сельхозтехникум и другие среднеобразовательные учебные заведения. В этой школе работала в те времена молодая, энергичная, це­леустремленная Наталья Павловна Горбачева-кавалер орденов Трудового Красного Знамени и "Знак Почета", заслуженная учительница школы РСФСР. Она награждена также медалью "За доблестный труд в ВОВ". Позже Наталья Николаевна работала представителем райкома союза учителей начальных и средних школ. В 1947 году работала зав. РОНО, а затем зав. районным педкабинетом.

В 1926 году издан декрет СНК о передаче всех существующих в стране школ в ведение народного комиссариата просвещения СССР.

В 1926-1927 учебном году в районе работали 29 школ I ступени. В 1925-1926 учебном году было 23 школы.

По числу комплект-классов школы распределялись следующим образом:

 

 

1925-1926 уч.год

1926-1927 уч.год

Однокомплектные

17

18

Двухкомплектные

4

7

Трехкомплектные

1

3

Четырехкомплектные

0

1

ВСЕГО:

23

29

 

Количество обучаемых в школах I ступени составляет 2307 человек (мальчиков -1433, де­вочек - 847).

Наблюдалось увеличение количества учащихся (по сравнению с 1925-1926 учебным го­дом) на 40%. Охват детей обучением (1926-1927 учебный год) составил 53,6%.

Повышение квалификации учителей района осуществляется через кустовые съезды по про­грамме Сибоно. Районная опорная школа в с. Назарово проводила методическую работу в мас­совых школах.

Районный исполнительный комитет уделял большое внимание работе опорной школы.

Президиум исполкома (19 мая 1931 года) постановил: в целях улучшения условий работы опор­ной школы, являющейся базой методологии школьной работы в районе, привлечь дополни­тельные средства, используя общественность и местный бюджет. Немедленно заключить дого­воры на изготовление специальной школьной мебели. Для борьбы с истощением и малокрови­ем учащихся обязать школу, с/совет организовать 100% охват детей горячими завтраками.

В эти годы был острый недостаток педагогических кадров. Из числа лучших грамотных людей, ударников труда, комсомольцев, рабочих, колхозников проводилась подготовка учите­лей, и ими комплектовались школы. Были приняты меры по предоставлению квартир и комму­нальных услуг педагогам.

О ходе и результатах этой работы районный отдел образования постоянно докладывал президиуму районного исполнительного комитета.

В1929 году в селениях Назарово, Алтат, Кольцово, Подсосное, Красная Поляна, ком. "Ко­минтерн" открыты детские ясли.

В районе было очень много совершенно неграмотных людей. В 1928 году инспекторам политпросвета и районного отдела образования поручено организовать работу по ликвидации неграмотности через избы-читальни, красные уголки. Для этого из районного бюджета специ­ально отчислялись средства.

Все сельские советы ежегодно к 20 ноября проводили учет неграмотных и малограмот­ных людей. В 1931 году в районе обучено 1237 человек, но этот результат был неудовлетвори­тельным. Согласно постановлению СНК РСФСР от 15 августа 1931 года "О всеобщем обуче­нии взрослого населения в возрасте 16-50 лет" в районе поставлена задача: завершить полную ликвидацию неграмотности к 1 мая 1932 года, обучить 3443 неграмотных, 4078 малограмот­ных. На заседании президиума Назаровского райисполкома (1933 год) отмечено, что состояние ликвидации безграмотности проходит неудовлетворительно (охват 1615 человек - 40%). В не­которых селениях совершенно не организован охват обучения неграмотных (с.Назарово, Коль­цово, Подсосное, Б-Сереж, Крутояр и др.)

Причина: недостаточная подготовленность и текучесть ликбезовских кадров, перевод оп­латы на трудодни. Согласно единому оперативному плану ликбеза на 1933 год расширена сеть производственно-политических курсов для малограмотных и неграмотных. Для этой цели вов­лечено учительство района и все грамотные люди. Редактору газеты "Ударник пятилетки" по­ручено организовать доску позора (в газете) в деле ликбеза.

25 июля 1930 года ЦК ВКП (б) принял постановление "О всеобщем обязательном началь­ном образовании". В целях выполнения поставленной задачи ЦК руководство района стало больше оказывать практической помощи школам, но школьных помещений не хватало. На засе­дании президиума Назаровского районного исполнительного комитета 9 ноября 1931 года при­нято решение: обеспечить школы помещениями из числа конфискованных кулацких домов.

И в 1932 году в районе работали уже 40 школ, в т.ч. 37-1 ступени.

В 1933 году на центральной усадьбе Ададымского совхоза, расположенной в с. Назарово, вошла в строй неполная средняя школа. Это одноэтажное здание с печным отоплением имело 7 классных комнат и маленькую учительскую. Учащихся набралось много, и в этом помещении было невозможно разместить все классы. Поэтому несколько начальных классов занимались в неприспособленном барачного типа помещении, которое находилось неподалеку от главного здания школы.

Первым директором этой школы стала Елизавета Петровна Майорова. Затем Александр Пантелеймонович Фуфачев, Василий Михайлович Кузнецов, а завучем - Константин Филиппович Наконечный. К этому времени в школе обучались 700 человек. Занятия проводились в три смены.

В годы Великой Отечественной войны многие учителя и директора ушли на фронт. Шко­лой стала руководить Мария Степановна Дорошун. Сменил ее Феофан Дмитриевич Сургутс­кий. Последние годы до перехода в новое здание (1961 год) руководила школой учитель иност­ранного языка, член КПСС, отличник народного просвещения РСФСР Нина Ивановна Арта­монова.

Население района увеличивается, назрела необходимость построить среднеобразовательную районную школу. Построена она была в 1937 году в с. Назарово по ул. Просвещения, пло­щадь школы составляла 838,6 кв. м, здесь было 16 классных комнат, обучались в ней дети, живущие в с. Назарово и Назаровском районе. Сначала школа была семилетняя, а затем (с 1954 года) стала средней.

В 1938 году на месте нынешнего административного корпуса молочноконсервного ком­бината находилась начальная школа. Первой заведующей этой школы была Вера Александров­на Шепот. В 1953 году зав. школой стала Нина Степановна Ровенская.

Первый детский сад в Назаровском районе был открыт по ул. Советской в доме кулака Каменева в октябре 1941 года. Обеспечение д/сада было хорошее. Хлеба давали по 300 грамм на 1 ребенка: 200 г в детсаде, а 100 грамм отдавали домой.

В трудное военное время большое внимание уделялось вопросам всеобуча. В 1941 году председателям с/советов, директорам и зав. школ было приказано в ноябре провести проверку охвата всеобучем детей от 8 до 14 лет. Для проведения проверки в каждом населенном пункте созданы комиссии, в составе председателя или зам. председателя с/совета, директора школы и члена правления колхоза. Однако, в 1942-1943 учебном году осуществление всеобуча шло не­удовлетворительно. В школах не хватало топлива, вместо 2323 человека охвачено обучением только 422.30 января 1943 года на заседании исполкома райсовета было принято решение: на каждое заседание исполкома вызывать 1 -2 председателей по вопросу всеобуча. Прокурору Сте­панову - привлекать должностных лиц за срыв всеобуча.

С 1 сентября 1943 года в РОНО введена должность инспектора по патронированию за счет сокращения одной единицы в отделе гособеспечения.

В эти годы большое внимание уделяется военно-патриотическому воспитанию. Школы готовили молодежь к защите Родины, к выполнению почетной обязанности гражданина Со­ветского Союза. Во всех школах проводились физзарядки, имелись спортивные площадки, во­енные кабинеты (или уголки), из 67 школ - 57 укомплектованы военруками. 3 человека из них имели высшее образование, 39 - семилетнее и среднее образование. Назаровский районный исполнительный комитет обязал всех военруков школ, не имеющих образования, не позднее 10 ноября 1944 года приступить к заочному обучению, организовать работу общества "Смена". Директорам школ было приказано улучшить качество проведения политинформаций, принять меры к улучшению материально-бытовых условий военруков, в первую очередь участников ВОВ.

1944-1945 учебный год большинство школ начали своевременно, в нормальных услови­ях, но не хватало учебников. Для обеспечения школ учебниками РК ВЛКСМ и учителя органи­зовали подворный закуп книг у населения.

10 сентября 1944 года состоялось заседание исполкома райсовета и бюро РК ВКП. на котором обсуждали вопрос "О материальном обеспечении воспитанников Сережского дет­ского дома". Состояние дел было очень плохое. Дети не были обеспечены одеждой, не было белья, головных уборов, одеял. Дети спали под простынями. 68 воспитанников детского дома приходили в школу раздетыми. После этого совещания райисполкомом, общественно­стью, председателями с/советов, колхозов, руководителями предприятий проведена боль­шая работа по обеспечению детей одеждой и продуктами питания. Однако директор д/дома Нуждин проявил безответственность в правильном использовании материальных средств. Согласно решению исполкома Назаровского райсовета от 4 декабря 1944 года директор д/ дома освобожден от занимаемой должности. Районному прокурору было поручено рассле­довать факты об истощении детей, привлечь бывшего директора к уголовной ответствен­ности.

В годы войны учителя повышали свою квалификацию, перенимали опыт лучших учите­лей, учились заочно в учебных заведениях. Но по-прежнему процент квалифицированных специалистов среди учителей был низким. По состоянию на 10 апреля 1943 года из 53 учите­лей начальных классов, не имеющих среднепедагогического образования, учились заочно 33 человека. Из 30 учителей старших классов, не имеющих соответствующего образования, учи­лись 14 человек. Исполком райсовета 10 апреля 1943 года принял решение: обязать учителей, не имеющих соответствующего образования, приступить к заочному обучению. В случае не­выполнения данного решения они будут освобождены от работы как не соответствующие назначению.

Согласно постановлению Совета Министров СССР от 29.06.1946 г. №1427 и указанию крайкома ВКП/б и крайсовета от 5.07.1946 года "О мобилизации в школы ФЗО" в районе с 10 июня по 10 августа 1944 года проводилась мобилизация молодежи (мальчики 16-17 лет, девоч­ки 16-18 лет) в количестве 90 человек в школы ФЗО. Райторготделу (Демьянченко) поручено обеспечить продажу горячей пищи, хлеба по 600 г в день.

Среди работающей молодежи процент образованных людей все еще оставался низким. На заседании исполкома (20.09.1946 г.) утверждают сеть вечерних школ для сельской молодежи в количестве 5-ти школ с охватом 200 человек в селениях: Медведск, Сахапта, Кольцово, Назаро­ве, ст. Ададым.

Следует отметить, что по-прежнему проводилась большая работа по осуществлению все­обуча детей. В 1947 году в районе созданы денежные и натуральные фонды, приняты практи­ческие меры по оказанию материальной помощи нуждающимся школьникам. Согласно реше­нию исполкома от 20.01.1947 г. приняты строгие меры к родителям, не обеспечивающим посе­щение детьми школ, к председателям с/советов, где обнаружены факты нарушения закона. В 1946-1947 учебном году охват обучением составил 5937 человек.

В 1949 году в фонд всеобуча педколлективами района отчислен трёхдневный заработок, материальную помощь в сумме 16 тысяч рублей оказали колхоз им. Молотова, консервный за­вод и другие организации. При содействии с/советов, общественности для школ собрано 52 тысячи рублей. С каждым годом наблюдалось увеличение контингента учащихся.

 

год

1946-1947

уч.год

1947-1948 уч.год

1948-1949

уч.год

1949-1950

уч.год

Количество учащихся

5937

6747

7869

8421

 

Однако, несмотря на большую организационную работу по охвату детей обучением, на­роднохозяйственный план по обучению в 1949 – 50 уч. году не выполнен.

 

план

факт

%

1-4 классы

6636

6486

97,7

5-7 классы

2008

1766

87,9

8-10 классы

268

169

63

 

Наблюдалось большое количество второгодников.

 

Уч. год

Количество учащихся

Второгодники

%

1946-47

5937

1171

19,3

1648-49

7869

1412

17,9

 

(В 1948-49 учебном году по краю было 54 000 второгодников)

 

В 1948 году исполкомом райсовета отведено помещение для клуба пионеров при район­ном ДК. Заведующим клубом назначен Родион Тихонович Ильяненко. В клубе работали кружки художественной самодеятельности. Пионеры-активисты выступали по радио. В 1949 этот клуб был уже закрыт. Выступая на сессии Назаровского районного совета депутатов трудящихся 22 декабря 1949 года, Родион Тихонович ходатайствовал перед крайисполкомом об ассигновании средств на постройку районного Дома пионеров.

В эти годы в школах не хватало топлива. Особенно это наблюдалось в Степноозерской. Гляденской, Верхне-Ададымской, Медведской школах. В целях оказания постоянной помощи школам и детским учреждениям исполком райсовета принимает решение от 11.11.1949 года "О шефстве над школами". Вместе с тем районное руководство осуществляет строгий контроль за выполнением постановления Совета Министров СССР №246 от 10 февраля 1948 года "О льго­тах и преимуществах для учителей начальных и средних школ", требуя от сельских Советов строительства жилых домов для учителей.

1949-1950 учебный год стал знаменательным в системе обра­зования. Наш район приступил к осуществлению всеобщего 7-лет­него образования. Большинство учителей, выполняя свой долг, становились мастерами педагогического труда:

• Трегубов Д .И. - директор Кольцовской семилетней школы

• Добычина К.Н. - учитель русского языка и литературы Алтатской семилетней школы.

• Сургутский (к сожалению, в архиве не указаны инициалы) - директор Ададымской семилетней школы.

• Наконечная Е. А. -учитель начальных классов Ададымской семилетней школы.

• Казаков - заведующий Московской школы.

• Башун - директор Дороховской семилетней школы.

• Ульянова - учитель консервзаводской школы.

• Родина и Алексеева- учителя Назаровской начальной школы.

В эти годы в районе идет открытие интернатов при Подсосенской семилетней, Медведс­кой средней и др. школах (до декабря 1949 г. в районе на 14 семилетних и 2 средних школы не было ни одного интерната). Реорганизованы Верхнеададымская, Добринская и другие началь­ные школы.

Наблюдается рост ассигнований на нужды народного образования с 4 млн. в 1949 году до 4 млн. 585 тыс. рублей в 1950 году.

В 1961 году происходит реорганизация районной системы образования ввиду того, что п. Назарово стал городом.

В 60-е годы в районе увеличивается число средних школ, но контингент учащихся и общее количество школ уменьшается.

 

1962-

1963

уч.год

1963-

1964

уч. год

1964-

1965

уч.год

1965-1966

уч.год

1966-1967

уч. год

1967-

1968

уч.

год

1968-

1969

уч. год

1969-

1970

уч.год

Всего школ

88

87

87

86

85

83

84

83

начальных

61

60

58

57

56

55

54

54

восьмилетних

22

22

23

23

22

21

22

21

средних

5

5

6

6

7

7

8

8

общее

количество учащихся по району

9806

9625

9691

9730

9356

9104

8922

8463

В школах организовано производственное обучение, вместе с аттестатами о среднем обра­зовании выпускники получали квалификационные удостоверения. Так, например, в 1965-1966 учебном году из 243 учащихся 10-х классов получили удостоверения 226 человек; из 152 уча­щихся 11 классов -139 учащихся.

При школах работали интернаты, увеличивалось количество учащихся, посещающих груп­пы продленного дня.

 

Год

1962-1963

1963-1964

1964-1965

1965-1966

1966-1967

1967-1968

1968-1969

1969-1970

количество интернатов

17

11

16

16

9

14

13

12

учащихся в

них

872

599

1033

1160

1058

1025

907

930

количество учащихся в ГИД

 

16

148

168

203

220

260

325

Система дошкольного образования:

 

Год

1965

1966

1967

Количество

дошкольных

учреждений

3

3

4

В них детей

98

94

147

 

 

Сведения о составе руководящих и педагогических кадров в дошкольных учреждениях:

 

 

Год Образование

1965

1966

1967

Заведуют.

ие

Воспитате

ли

Заведующ

ие

Воспитате ли

Заведующ ие

Воспитател и

Средне-педагогическое

1

3

1

1

3

1

Общее среднее

-

1

-

1

-

3

Не имеют

среднего

образования

2

4

2

3

1

2

Всего педагогов

3

8

3

5

4

6

 

(Житница Красноярья. Назаровский район. 80 лет., Издательство «Буква», Красноярск 2004г., стр. 118 – 137)

Категория: История | Добавил: XopcT (29.10.2014)
Просмотров: 1646 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

МАОУ "СОШ№8" © 2024